Никас Сафронов – популярный российский художник. Заказчиками его картин являются известные и состоятельные люди. В XIX веке такого художника назвали бы «салонным». «Салонное» искусство пользовалось популярностью в высших кругах общества, одобрялось властью, но с художественной точки зрения было слишком манерным, помпезным, легковесным и развлекательным. «Салонные» художники преследовали прежде всего коммерческие цели.
У Никаса Сафронова есть два цикла картин, которыми он гордится. Лет 30 назад он делал копии с картин известных художников в разных музеях мира. А потом стал пририсовывать им кошачьи головы. Идея цикла «Люди-животные» родилась у Сафронова после того, как он заблудился в египетских пирамидах, где ему привиделись люди с головами различных животных. Выйти оттуда помогла ему кошка. Впоследствии героями срисованных картин стали не только кошки, но и собаки, лошади, лемуры и другие животные. Также Сафронов объяснял свой анималистический выбор тем, что считает животных людьми, которых мы недостаточно пониманием.
Второй цикл картин называется «Река времени», где к скопированным портретам Сафронов пририсовывает головы известных личностей. На примере нескольких работ я расскажу, с каких полотен Сафронов срисовывал портреты. Хотя называть их портретами в чистом виде нельзя, потому что данный жанр предполагает позирование. Никас же к скопированной фигуре пририсовывает головы людей с фотографий.
На полотне придворного художника Жана Клуэ изображен король Франции Франциск I . Король хорош собой и красиво одет: атласная одежда вышита золотом, берет украшен жемчугом. Перед нами мудрый правитель и обаятельный мужчина одновременно. Он был красавцем высокого роста, называл себя «король-рыцарь», был храбрым, обладал вкрадчивым красноречием. Изображая в таком образе главу государства, даже не убрав корону с фона на заднем плане, художник показывает, что наш Президент наделен полномочиями монарха.
Английский король Генрих VIII несколько раз отправлял придворного художника Ганса Гольбейна Младшего за границу, чтобы он написал портреты невест, по которым монарх выберет себе жену. Портрет Анны Клевской очень понравился королю, и вскоре немецкая принцесса приехала в Англию. Но Генрих, увидев невесту, ужаснулся, потому что вместо миловидной и утонченной девушки с портрета перед ним предстала крупная женщина с грубыми чертами лица. К тому же она не умела достойно вести себя в обществе. Генрих назвал ее «фламандская кобыла». Он женился на Анне, но, так и не вступив в брачные отношение, развелся через семь месяцев после свадьбы. Надеемся, что Никас Сафронов, выбирая данный образ для портрета Надежды Бабкиной, не думал ничего дурного о народной артистке, а просто решил, что изысканный наряд Анны, в котором преобладает насыщенный красный цвет, очень подходит Надежде Георгиевне.
Жозеф Дюплесси – французский портретист, творивший в 18 веке. Он также вошел в историю с портретом Бенджамина Франклина, который используется в дизайне 100-долларовой купюры США. Дюплесси был придворным портретистом Людовика XVI . Сафронов, взяв за основу парадный портрет Людовика, пририсовал ему голову кота-сфинкса и назвал картину «Герой времени египетский походов». Однако Людовик не ходил в Египет с походами: это сделал позже Наполеон Бонапарт. Этому же туловищу с портрета Людовика XVI Никас Сафронов пририсовал голову актера Гоши Куценко, чей образ совсем уж не вяжется с королевским величием.
Немецкий портретист Ганс Гольбейн был знаком с многими учеными и гуманистами. Он писал портреты просвещенных людей, ученых и писателей. Сафронов, выбрав для портрета Николая Дроздова копию с картины Гольбейна «Портрет мужчины с лютней», хотел подчеркнуть, что Николай Николаевич – умный и образованный человек нашего времени.
Это портрет Джейн Мальтасс кисти Джошуа Рейнолдьса. Джейн – жена британского дипломата Джорджа Болдуина. Она была известной дамой, блиставшей в светском обществе. Сафронов нарисовал в этом образе кошку, назвав картину «Женщина гарема, или воспоминание о любимом». Однако Джейн не была наложницей гарема, хотя на голове ее красуется тюрбан.
Собака с картины Сафронова «Свободный художник» по колориту, развороту фигуры и палитре с кистями напоминает автопортрет Василия Тропинина. Тропинин был крепостным художником, получившим вольную в 47 лет. На этом автопортрете художник изобразил себя свободным во всех смыслах этого слова.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк, комментируйте и подписывайтесь на мой канал об искусстве . Также читайте мой телеграм-канал .