Ярослав Сутормин по меркам нашей страны – специалист уникальный. Инфекционный патологоанатом, каких в России всего 13 – в Санкт-Петербурге и Москве, несколько лет он работает в больнице имени С.П. Боткина в Петербурге, одной из крупнейших инфекционных клиник Европы. При этом совмещает две должности: помимо патанатомических исследований, ведёт практику врача-инфекциониста.
– Пожалуй, это единственный случай с 1865 года в нашей больнице, – улыбаясь, говорит Ярослав. – Среди моих коллег много тех, кто владеет несколькими специальностями, но по правилам нужно выбрать основное направление работы.
Распознать перерождённую клетку
Ярослав родился и вырос в Рассказовском районе. После школы окончил медицинский колледж, затем – медицинский институт ТГУ имени Г.Р. Державина. Прошёл интернатуру и какое-то время работал в Тамбовской инфекционной клинической больнице. Поступил в аспирантуру медуниверситета имени И.И. Мечникова в Петербурге.
– Обучение в аспирантуре – по онкологии и патологической анатомии, два направления. Моя диссертация посвящена исследованию патологического увеличения клеток в тканях отдельных органов и перерождению их в раковые клетки, – говорит Ярослав Сутормин. – Из этой работы выделилось отдельное исследование – изучение развития злокачественных новообразований на фоне хронического воспаления.
Ярослав замечает: в какой-то момент он понял, что жить, работать и учиться на два города сложно, и переехал в Петербург. Здесь собирал материал для исследования – данные по всей северной столице о пациентах с нужными условиями протекания болезни. Для полной картины понадобились данные наблюдений за 10 лет. Именно столько времени в среднем проходило от выявления хронического воспаления до постановки диагноза – рак.
Говоря о научной и практической ценности исследования, Ярослав поясняет: он выяснил, какие клетки «отвечают» за развитие раковой опухоли из хронического воспаления. Не вдаваясь в сугубо медицинские подробности, врач уточняет: всему виной так называемые «фибробласты, ассоциированные с опухолью».
– Под действием хронического воспаления эта клетка образуется из нормальной мезенхимальной стволовой клетки. А вот ответ на вопрос, почему так происходит, – достоин Нобелевской премии, и это тема уже дальнейших исследований. Если понять сам механизм перерождения, то можно вылечить рак, – говорит Ярослав Сутормин.
Врач поясняет: он проводил исследования на примере пациентов с воспалением и опухолями предстательной железы. Но полученный результат можно транслировать и на другие органы. Данные исследования Ярослав Сутормин направил в патентное бюро – чтобы «узаконить» открытие научного объекта. После рассмотрения результатов, а на это уходит до шести лет, эти данные можно будет внедрять в практику, проводя последующие исследования на пути борьбы с онкозаболеваниями.
Ради здоровья и жизни
О врачах-патологоанатомах часто говорят, что эти специалисты работают со смертью ради жизни. Ярослав Сутормин, отчасти соглашаясь с этим утверждением, всё же поправляет: бОльшая часть работы патанатома – с прижизненным материалом:
– Исследование биопсийного материала, удалённых опухолей... От того, насколько точно изучит ткани патологоанатом, зависит постановка диагноза и назначение лечения.
Ярослав напоминает: по основной специальности он – врач-инфекционист, и работа с пациентами ему интересна, оставлять врачебную практику он не планирует. В патологоанатомическое отделение пришёл, чтобы, как сам говорит, «изучить болезни изнутри».
– Как врач я должен понимать, видеть, с чем работаю. Какие изменения возникают в организме при патологии, как можно вылечить или предотвратить болезнь. Все эти знания даёт опыт работы в патанатомии, – говорит Ярослав Сутормин.
Юлия Новикова
Фото: Алексей Бучнев
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал «Притамбовье»