Найти тему

Чем критика отличается от обратной связи?

Вы критикуете или даете обратную связь? Проверьте себя!

В этой статье объясняю на пальцах, чем отличается критика от обратной связи.

Если для вас актуальна эта информация, поддержите
автора лайком и погнали!

У обратной связи и критики разные задачи


1. В отличие от обратной связи, критика эмоциональна, оценочна. Задача критики – в том, чтобы проявить собственное недовольство. У недовольного человека нет задачи решать дело, искать способы. Он просто информирует оппонента о том, чем недоволен. Во главе угла стоят интересы критикующего. Он не нацелен на помощь, поддержку и изменение ситуации.

Часто за критикой стоит желание обесценить и самоутвердиться. Т.е. критикующий решает не возникшую ситуацию, а свои внутренние проблемы: низкая самооценка или реактивность.

В случае с низкой самооценкой это работает так: я себя оцениваю невысоко и это чертовски неприятно. Вдвойне неприятно, когда есть кто-то, кто делает, старается. На его фоне я себя чувствую совсем плохо. Ведь я-то не прилагаю усилий. И когда появляется возможность покритиковать активного человека, мне становится лучше. Я не самый неудачник, есть люди хуже меня.

Реактивный человек ищет причины чтобы ни делать, ни меняться , не выходить из зоны комфорта. А критикуя других, он останавливает движение тех, кто активность проявляет. Тогда к критику приходит успокоение. Он не один такой, который сдался и ничего не хочет менять. Это токсичное поведение.

Если в вашем окружении много токсичных людей, не делитесь с ними своими чаяниями, целями, достижениями. Они будут критиковать, обесценивать или просто завидовать. Они будут стараться вас стащить в свое болото. Им так спокойнее.

Есть так называемый эффект ведра с крабами. Один краб может выбраться из небольшого ведерка. Но если в ведре несколько крабов, они не дадут никому вылезти из ведра. Будут всячески цепляться друг за друга.

Если ваше окружение очень критикующее, то это ведро с крабами. Бегите от него.

2. Задача обратной связи развивать человека, улучшать его ситуацию. Важно по максимуму дать беспристрастной, разносторонней информации о том, что у человека вышло, а что надо поменять.

Если вы хотите давать качественную обратную связь, делайте  это методом бутерброда.

Первым шагом говорите, что вам понравилось. Этим вы настраиваете человека на партнёрский формат. В этой ситуации он начинает чувствовать безопасность, то есть не надо защищаться и оправдываться.

Вторым шагом говорите, что надо улучшить, и к чему может привести игнорирование какого-то аспекта.

Третьим шагом говорите о том, что в целом, сделано много хорошего и направление выбрано правильно. Что нужно еще чуть-чуть поднажать и все получится.

И помните, что поддержка в большинстве случаев дает человеку намного больше, чем правдивая, но горькая истина. Если вы хотите, чтобы обратная связь, действительно помогала, давайте поддержки минимум столько же, сколько и горькой истины.

Перестраивайтесь с критики на качественную обратную связь и поддерживайте людей, с которыми общаетесь.


Если вы прожжённый критик, но хотели бы измениться, поставьте 1
Если вы умеете давать качественную обратную связь, поставьте 2

Если вы не согласны с автором, напишите суровую обратную связь к этому посту .

Дорогой друг, поддержи автора лайком или комментарием.

С уважением, Александр Тарасов, руководитель клуба «Матерый переговорщик».