Когда я вожу своих гостей (и гостей Таиланда) по буддистским монастырям, рассказываю о истории, буддизме и знакомлю с принципами монашеского устава, Я иногда слышу иронические замечания о том, что это способ "ничего неделания". Не возражаю своим аппонентам ввиду того, что часть истины в том есть. Именно уход от повседневных забот и обязанностей и является принципом погружения в понимание мира...
Но мало кто знает, какие жесткие ограничения накладывает монашеская мантия на обычного человека, привыкшего к комфорту бытия. Даже служба в армии, которая сейчас всего один год в России, ужасает молодых призывников так, что они согласны на все, лишь бы не оказаться оторванными от своего привычного жизненного уклада. Уход в монахи тем более серьёзная проблема для них могла бы оказаться.
Пример. Есть у меня знакомая тайская семья. Муж, жена, трое ребятишек погодки. Младшие близнецы. Один из близняшек родился очень слабеньким, так отец поклялся, если выживет, уйду на три месяца в монахи. Парнишка поправился, растёт, но неожиданно в три годика опять заболел. Мать попеняла отцу, не выполнил де обет. И только это заставило его постричься-таки на три месяца в монастырь. А вы говорите, легко...
Подъём в 4 утра, душ и без всякого кофе и сигареты, поход за пожертвованиями и только после этого завтрак. У тренний чантинг и приборка... В армии - подъём попозже, в 6 часов, после утренней физзарядки и краткой заправки постели - завтрак.
После завтрака мелкие работы по уборке территории монастыря, а так же своего кути. Урок, что даст старший монах новичку в изучении текстов и молитв исполнять нужно обязательно до обеденного времени. Так что"ничего не поделать" не удасться. Свободное "личное время" после обеда, который, кстати, используется не всеми монахами. Уважаемые монахи вне зависимости от возраста, принявшие на себя повышенные обеты, едят только один раз в день утром. Но нас пока это не касается. После полудня буддистскому монаху ничего есть не полагается, можно только пить и употреблять жидкую пищу, типа молока, сметаны или йогурта. Как оно вам?
В дни праздников свободного времени практически нет, так как надо участвовать в ритуалах, принимать пожертвования от мирян, благославлять их по случаю праздника. В 18 часов вечерний чантинг, который длится не менее полутора часов. Распевать мантры и гимны обязан каждый монах, при чем, наизусть (подглядывать в книгу можно), а затем недолгая вечерняя медитация вместе с желающими посетителями. Отбой в 21 час по монастырскому колоколу. И сон до такого же удара в колокол в 4 утра. Каждый день, изо дня в день, отрешение от мирского, изучение философии, заучивание молитв, медитация. Если монахов приглашают на какие-то торжественные (или печальные) события, тоже обязательно участвовать. Хотя за это и деньги жертвуют понемногу... Это заработок.
Вообще, монах - это работа. Работа духовная, работа над собой, работа для окружающих, как пример и как способ исполнения ритуалов к богам, "должен же кто-то помолиться о благе" от имени каждого суеверного жителя королевства. А ещ способ решения проблем личного характера, когда уже другого выхода из ситуации не просматривается...
Таиланд - страна улыбок и желтых одеяний. Так вот, монахи улыбаются крайне редко и уж ни в коем случае не женщинам. Ограничения в быту поначалу не кажутся излишне жесткими, но это только кажется. Комфорт минимальный и привычки необходимо менять почти кардинально. Тем более, молодым людям, которые привыкли к непринуждённому общению с противоположным полом. А ежедневные несложные обязанности нужно и выполнять ежедневно...
Для пострижения требуется определенная подготовка, когда "просьба о рукоположении" должна читаться на пали наизусть. Принятие десяти обетов повторить за наставником и от всего сердца, дабы самому себе отсечь сомнения. А ежедутренние пешие прогулки в любую погоду? Не знаю, как для фарангов, но для тайца, привыкшего за 100 метров в магазин ездить на мотобайке - испытание.
И что можно сказать о современном монашестве в тайском буддизме... традиции буддизма в стране очень сильны, и часто, в монахи молодые люди уходят по вежливому настоянию родителей. Но есть и несколько других причин... меня сильно опзабавила статья одного "эксперта" по Таиланду - "сына отправляют в монахи, а поле кому-то обрабатывать надо, нанимают работников. работникам надо платить, отправляют дочь зарабатывать в паттайю на волкин стрит" (почти цитата). Так вот, монах тоже немного зарабатывает и может не только себя содержать, его прихожане содержат вместе с монастырем, но и немного помогать родителям в опалате образования младшей сестры. Конечно в маленьких сельских монастырях денежное подаяние - редкость, но в сельской местности в монахи уходят молодые только в период межсезонья, потому и на три месяца.
Некоторые молодые люди таким образом "косят" от армии. Некоторые периодом в монашестве пытаются осознать свое место в мире чисто из меркантильных побуждений - присмотреться. Бывают случаи до сих пор - монастырь предоставляяет возможность заочного образования молодым монахам. Ну и ... карьера буддистского монаха высокого ранга тоже один из путей становления в этой жизни, вспомните христианские семинарии и бурсы.
Лично для меня период бездействия по основной работе и экономические трудности - возможность осуществить давно планируемое глубокое погружение в буддизм и себя...
Кстати, оформил цикл статей по истории Сиама в книгу, чтоб интересующимся было проще книга по истории Таиланада