Сцепление это один из основных компонентов трансмиссии главная функция которого состоит в передаче механической энергии от движка на коробку переключения скоростей. Устройство позволяет ненадолго отключать мотор от передаточного механизма затем плавно восстановить соединение после переключения скоростей. На этот механизм приходятся достаточно высокие механические нагрузки, он достаточно сильно подвержен износу, поломкам.
Устройство сцепления автомобиля
Стандартный механизм, который используют в большинство машин включает такие элементы:
- Несколько дисков (ведущий, нажимной, ведомый).
- Выжимной подшипник.
- Вилка.
- Муфта выключения.
Принцип работы сцепления автомобиля состоит в плотном соприкосновении ведомого диска с маховиком, что создает трение, возникающее под действием диафрагменной пружины. Механизм работает в двух режимах: «включено» либо «выключено».
Большую часть времени сцепление работает в режиме «включено». Ведомый диск плотно контактирует с маховиком, через них крутящий момент подается на вал посредством шлицевого соединения.
При нажатии на педаль происходит смещение вилки перемещающей выжимной подшипник. Он сдавливает края лепестков пружины. Она перестает сдавливать нажимной диск, который освобождает ведомый - связь двигателя с КПС разрывается.
После переключения на нужную скорость водитель снимает ногу с педали и механизм снова переходит в режим «включено» восстанавливая связь с коробкой передач.
Виды сцепления автомобиля
Существует несколько разновидностей этого узла, которые различаются по конструкции, хотя принцип функционирования остается практически неизменным. К наиболее распространенным относят такие:
- Сухое сцепление автомобиля устройство и принцип работы кратко были описаны выше.
- Двухдисковое. Отличается наличием сдвоенного ведомого диска со специальной проставкой. Позволяет передавать больше силы.
- Мокрое. Контактирующие поверхности в таком узле находятся в масле. Обеспечивает плавное срабатывание механизма, значительно лучше охлаждается. Это самая современная разновидность узла.
- С двухмассовым ведущим диском. В такой конструкции маховик состоит из двух половин. Одна находится в контакте с двигателем, другая – с ведомым диском. Оба компонента скреплены пружинами, обладают некоторой свободой хода. Обеспечивает лучшее гашение вибраций.
Наибольшим ресурсом отличаются двухдисковые конструкции так как в них больше рабочих поверхностей, поэтому нагрузка распределяется равномернее, а степень износа снижается.
Основные неисправности и ремонт своими руками
Причин поломки сцепления достаточно много, так как это чувствительный узел практически постоянно находящийся под нагрузкой. Чаще всего к возникновению неисправностей приводят:
- Неправильная эксплуатация автомобиля (начало движения на больших оборотах, езда с выжатой педалью).
- Естественный износ деталей узла. В этом случае обычно первым из строя выходит ведомый диск.
- Использование некачественных запчастей. Не стоит использовать неоригинальные запчасти при ремонте, так как многие из них не проходят проверку качества и соответствующую сертификацию.
Диагностика сцепления автомобиля своими руками задача достаточно простая так как большинство неполадок проявляются специфическими признаками (посторонними звуками, вибрациями). Например, если сцепление не включается либо в КПП появились лишние шумы – скорее всего произошло повреждение ведомого диска, либо износились его шлицы. Для устранения проблемы нужно разобрать механизм, извлечь изношенные детали и установить на их место новые.
Если же происходит «пробуксовка» сцепления, а в салоне появляется выраженный запах гари – проблема фрикционных накладках диска. Обычно они «страдают» при попадании масла на диск. Если вовремя разобрать узел, очистить накладки от загрязнения – неисправность исчезнет. Также пробуксовывание может возникнуть при заклинивании вилки либо выходе из строя рабочего цилиндра. В этом случае понадобиться заменить сломавшиеся детали либо поставить новое сцепление.
Поломки ведомого диска обычно проявляются сильной вибрацией в момент нажатия на педаль. Причиной проблемы является его искривление либо попадание загрязнений. Устранить неисправность можно путем очистки диска либо замены на новый.
В любом случае неполадку нужно устранять сразу при появлении первых признаков проблем. Это позволит избежать серьезных поломок и сэкономить на замене всего механизма. Обычно достаточно поменять 1-2 износившихся запчасти, что значительно дешевле.