Найти тему
История КАМАЗа

Малоизвестные истории КАМАЗа. Рассказывает Афанасьев Алексей Алексеевич.

Музей КАМАЗа хранит воспоминания очевидцев исторических событий, в том числе и малоизвестных.

Музей КАМАЗа поддерживает постоянную связь с теми камазовцами, кто делится своими рассказами о тех или иных исторических фактах.

Сегодня предлагаю вам присланный в Музей КАМАЗа материал Афанасьева Алексея Алексеевича (внизу на фотографии) о беспрецедентном перегоне автомобилей КАМАЗ в 1978 году:

«Зимний ночной «дакар» 1978 года».

Находясь под впечатлением блестящей победы на очередном Дакаре «Синей армады», собравшей в Челнах уже целую рать «бедуинов» разного достоинства, вспомнил другой «Дакар», незамеченный мировой общественностью, но, по моему мнению, достойный книжки рекордов Гиннесса по численности, принявших в нём одновременно участие, работников КАМАЗа!

А так же то, что проходил он в один этап и стартовал глубокой ночью! Состоялось это «мероприятие» в конце декабря 1978 года. В то время работал я инженером-конструктором де-юре, т. е. согласно штатного расписания, а де-факто - инженером-испытателем отдела по доводке автомобилей Управления главного конструктора (УГК) КАМАЗа.

Лирическое отступление: до настоящего времени не знаю, почему инженерно-технические работники УГК КАМАЗа, не имеющие никакого отношения к конструированию автомобилей, занятые сугубо дорожными испытаниями того, что сконструировали другие уважаемые люди, оформлялись при приёме на работу как «инженеры-конструкторы»?!

Правда, справедливости ради надо заметить, что и мне, как-то по ходу предварительных (заводских) испытаний седельного тягача КАМАЗ-54122, пришлось пару дней поработать конструктором, но это уже другая история!

КАМАЗ-54122. Фотография сделана в июле 1978 года.
КАМАЗ-54122. Фотография сделана в июле 1978 года.

Однако вернёмся в снежный декабрь 1978 года. В то время бортовые и седельные КАМАЗы типа 6х4 уже стабильно поставлялись в Вооруженные Силы СССР, отличаясь от своих сине-красных «нархозовских» собратьев цветом «хаки», ПЖД (предпусковой подогреватель жидкостный дизельный), СМУ (свето-маскировочное устройство в коробке), другими армейскими прибамбасами, а главное - богатейшим по номенклатуре индивидуальным ЗИПом (запасные части, инструменты, приспособления). ЗИП - мечта всех эксплуатантов, из которого можно было собрать ещё пол-КАМАЗа!

Автомобильный завод к концу года, как обычно, набрал сумасшедший темп и завалил Управление сбыта «зелёными» КАМАЗами, выполнив свои обязательства перед Минобороны.

Фотография прикреплена для иллюстрации рассказа. Это не 1978, а весна 1980 года. Готовые к отправке потребителям автомобили КАМАЗ.
Фотография прикреплена для иллюстрации рассказа. Это не 1978, а весна 1980 года. Готовые к отправке потребителям автомобили КАМАЗ.

Теперь «мяч» был на стороне последних! Конец года, огромный дефицит железнодорожных платформ и полувагонов, иной, как нынче говорят, логистики, для такого «залпового» вывоза автомобилей не существовало! Но выход, ушлые представители Минобороны на заводе, всё-таки нашли! Используя, популярный в то время лозунг «Народ и партия едины», они заменили «партию» на «армию», чем нашли безусловный отклик со стороны руководства завода, в части выделения, думаю безвозмездного, не менее 100 работников КАМАЗа, имеющих водительские удостоверения, для перегона такого же количества автомобилей заказчика на базу хранения Минобороны на Высокую Гору, что недалеко от Казани.

Помню, что из работников УГК, кроме меня, в этом «ралли» приняли участие Виктор Устинов (наш из дорожников), от конструкторско-исследовательского бюро тормозов - Вячеслав Ли, Владимир Вылегжанин, водители-испытатели УГК и автомобильного завода. Однако самая многочисленная группа состояла из профессиональных «водил» автотранспортных хозяйств КАМАЗа, для которых это рандеву, как оказалось позже, стало просто «именинами сердца».

Фотография не 1978 года. Представлена просто для иллюстрации.
Фотография не 1978 года. Представлена просто для иллюстрации.

Продолжение рассказа об этом автоперегоне здесь -https://zen.yandex.ru/media/id/5f86bca34872967f57b4efa2/maloizvestnye-istorii-kamaza-rasskazyvaet-afanasev-aleksei-alekseevich-60211f764849a636089e4a78