Это был классический пациент «из учебника»: короткие приступы головокружения при перемене положения головы. Голова стала кружиться после того, как пособирал грибы. Нагрузка «наклон—поворот головы-подъем» была для него непривычной, заядлым грибником он точно никогда не был.
Специфическая проба, которая указывала на то, что в полукружных каналах у мужчины завелись зловредные камешки, что и явились причиной головокружения, была положительна. Диагноз — доброкачественное пароксизмальное позиционное головокружение.
Просто? Да. Но...
Чтобы разобраться и ничего не упустить, я подолгу расспрашиваю больных. Так было и в этот раз: «Я правильно поняла, голова у вас кружится несколько минут или секунд? То есть приступы короткие и между ними голова не кружится?» Пациент отвечал утвердительно каждый раз, как я уточняла и перепроверяла им сказанное.
Вообще-то он пришел за капельницей. Собирался «лечить сосуды.»
Я объяснила ему, что капельница не нужна. Рассказала про камешки в полукружных каналах, провела репозиционный прием, который помог «выгнать» их, и написала диагноз на бумажке — если останутся вопросы, можно почитать об этой болезни в Сети и убедиться, что жизни она не угрожает и бороться с ней вполне реально.
Он пришел через два дня.
«Я почитал в Интернете. Никакое у меня не головокружение, про которое вы говорили. Голова у меня кружится часами, понимаете? Днями напролет. Много месяцев. Это ишемия мозга, я прочитал. Все ваши рекомендации мне как слону дробина. То ли дело «****». Я его пью и мне хорошо»
— Погодите, два дня назад вы говорили, что головокружение у вас возникает в виде коротких приступов.— Я прочитал в Интернете и передумал.
***
Если честно, ситуация типичная.
Пациент далеко не всегда в достаточной степени доверяет врачу, не всегда говорит правду, не всегда слушает доктора, не всегда выполняет его предписания. Положительный результат от работы врача никогда не будет стопроцентным. И даже, увы, пятидесяти процентов не наберется. Это нормально. Если уж у самого лучшего садовника не случается стопроцентной всхожести семян, что говорить про людей, которые болеют?
Исследования показывают, что у неврологов поликлиники в нашей стране пациенты одни из самых неприверженных лечению: минимум половина вообще не делает ничего из того, что сказано, разъяснено, написано врачом. Остальные делают частично или не так, как было сказано.
Но вот этот феномен — отчаянное отстаивание пациентом заведомо неверного диагноза в кабинете врача — показался мне любопытным. Мужчина не просто решил молча не выполнять назначений врача (или обратиться за вторым мнением), но и пришел на повторный прием, чтобы «научить, как правильно».
Мой пациент рассчитывал на блиц-криг со мной, а на самом деле — со всей официальной медициной и одновременно с собственными страхами в моем лице. Но войны не вышло.
Я выразила сожаление, что не смогла достаточно понятно объяснить причины его болезни и предложила повторную помощь в этом деле. Мужчина категорически отказался.
«Ишемия мозга» кажется ему родной и понятной, легальной болезнью. Скажешь соседке: «Вот, ишемию лечу, капельницу делаю» — и встретишь понимание и сочувствие. А «доброкачественное пароксизмальное позиционное головокружение» поди выговори еще. Непонятная болезнь, непонятно где таится — черт их разберет, эти полукружные каналы и где они вообще. Скажут еще — выдумал все, притворяешься.
А лечить «ишемию мозга» — целое дело. Серьезное, социально одобряемое. Лекарства все знакомые, родные. Десять лет назад в капельнице знакомого до каждой трещинки процедурного кабинета был препарат «****», и сейчас он же. Ишемия. Сосуды «зашлакованы». Стабильность. Порядок. Человек не баклуши бьет — сосуды чистит.
У пациента есть право выбора. Слушать врача или создавать собственную теорию заговора. Следовать рекомендациям или пребывать в иллюзии, что «не дал себя обмануть».
Мужчина из этой истории выбрал болеть понятной и «легальной» болезнью, потому что новое пугает и не вызывает доверия. Отстоял свое «право на ишемию».
Увы, риски реальных сердечно-сосудистых заболеваний, и ишемического инсульта в их числе, его стратегия не снижает. Хотя временно подавляет тревогу и повышает уверенность в себе.
Но это совсем другая история.