Фарфоровский пост - уникальный квартал в районе Купчино. В него сложно забрести случайно, однако его видели практически все: он расположен у станции "Фарфоровская" железнодорожного пути Петербург-Москва.
Здесь сохранились необычные для города здания и спокойная атмосфера, которую не ожидаешь найти в Купчино.
Название произошло от Фарфоровской колонии, которая образовалась вблизи Императорского фарфорового завода. Вместе с Николаевской железной дорогой здесь появилась и станция "Фарфоровская".
В конце XIX-начале XX века были построены первые дома: здание станции и кирпичные административные постройки. Позже появилось и жильё для железнодорожников.
Краснокирпичные здания строились ещё до революции в стиле сдержанного модерна. Они немного напоминают английскую промышленную архитектуру позапрошлого века. Это редкие, если не единственные, сохранившиеся дореволюционные дома Купчино.
Но главной достопримечательностью Фарфоровского поста являются деревянные дома 1927-1931 годов. Это настоящая редкость для Петербурга, где наследие деревянной архитектуры практически не сохранилось. Двухэтажные домики больше напоминают застройку русского севера: Архангельскую, Вологодскую область или Карелию.
Остальные дома были построены в 1930-х и 1950-х годах.
Внутри района нет отдельных улиц, а дома имеют адрес "территория Фарфоровский пост, 1". Это обособленный квартал, поэтому здесь очень спокойно, а тишину нарушают лишь проезжающие поезда.
Фарфоровский пост и сейчас напоминает отдельный посёлок: у него есть своя станция, магазин, кафе. Входные двери запираются на ключ, а местные жители выходят покормить местных котов и оборачиваются на прогуливающихся по кварталу незнакомых людей. По воспоминаниям, раньше здесь все знали друг друга.
Часто идут обсуждения о том, что Фарфоровский пост нужно расселить, а все здания снести. Несколько домов в аварийном состоянии и после пожара решили не восстанавливать и уже снесли.
Кто-то действительно не увидит ценности в этих зданиях, однако весь квартал является редким напоминанием о том, как раньше выглядело Купчино, и какими были поселения рабочих начала XX века. Кроме того для России это уникальный пример сохранившегося посёлка для железнодорожников. А для Петербурга наиболее ценны последние памятники деревянной архитектуры.
Сейчас малоэтажные домики резко контрастируют с панельными зданиями на фоне, и очень неожиданно обнаружить такой квартал в Купчино.
Видите ли вы ценность в таких районах или они неизбежно уступят место новой застройке? Как думаете, что произойдёт с Фарфоровским постом в ближайшие годы?
Спасибо, что читаете, и подписывайтесь на канал!