Чтобы трактор можно было дольше эксплуатировать, трактористы иногда применяли не совсем стандартные способы, противоречащие здравому смыслу на первый взгляд. В восьмидесятые годы еще не применяли в системе охлаждения двигателей антифризы и тосолы, заливали обычную воду. Разумеется в горячем двигателе , как и в чайнике от богатой растворенными солями и минералами в воде образовывалась накипь.
Особенно это сказывалось на радиаторах, трубки которых со временем теряли пропускную способность из – за накипи. Простой способ применяли трактористы для борьбы с такими минералами отложениями, просто при заливе воды в систему охлаждения вначале в радиатор выливали немного грамм 100 чистого масла, а только затем заливали воду. Мы все знаем, что вода не смешивается с маслом, и оно обязательно всплывет, но, как показывает практика, работающий горячий двигатель уже через час работы все перемешивает.
В заливной горловине остается только радужная пленка поверх воды, все масло расходится по системе охлаждения. Видимо оно прилипает к стенкам рубашки охлаждения и трубкам радиатора, препятствует образованию накипи. Этот простой способ существенно помогает продлить пропускную способность радиатора и увеличить эффективность охлаждения двигателя во время работы под нагрузкой.
Когда я только начинал работать трактористом на ДТ-75, и мне пришлось менять сцепление, механик меня сразу предупредил, чтобы перед сборкой я не забыл нанести немного масла на новую фрикционную наклепку. Объяснил это тем, что при работе двигателя ни какая пробуксовывания не будет, а наоборот, прижимными поверхностями отдернет свежие накладки, образуется, как бы защитный слой и рабочие диски будут служить дольше.
Так же немного масла наносят на ленты тормозов и фрикционов при их замене, что тоже повышает их износостойкость. Когда происходила утечка воды из системы охлаждения из – за трещины в радиаторе или в местах соединений резиновых патрубков, а становиться на ремонт не было возможности, то поступали просто, брали порошок сухой горчицы и засыпали в горловину радиатора, пары столовых ложек было достаточно, чтоб прекратить утечку воды.
Иногда приходилось работать в сильные морозы, при которых солярка густеет, превращается в кисель и двигатель глохнет, чтобы этого не случилось, дизельное топливо разбавляли керосином из расчета 10 литров керосина на двести литров соляры. Зимой, чтобы двигатель сразу схватывал при первых проворотах пускачем, в резиновое соединение впускного коллектора и воздухоочистителя, вставляли толстую медицинскую иглу, через которую шприцом впрыскивали бензин 2-3 кубика.
Двигатель сразу же запускался , правда первые несколько секунд работал с заметным стуком от преждевременной детонации. Такая вот автохимия и способы запуска двигателя были в те годы.