Найти в Дзене

Портреты кисти Алессандро Бонвичино (по прозвищу Моретто). Когда немного чего-то не хватает.

Портрет сомнительный, но это единственное изображение художника, которое удалось найти.
Портрет сомнительный, но это единственное изображение художника, которое удалось найти.

Уже писала неоднократно, что в иных местах в прошлом концентрация художников на квадратный метр была необыкновенно велика - так что знаем мы только верхушку огромного айсберга.

Сегодня предлагаю познакомиться с одним из типичных итальянских художников 1-й половины 16 века, который больше известен под своим прозвищем "Моретто", что означает - арапчонок)

Он был, как и многие художники того времени и места, в основном специалистом по религиозным сюжетам.

При этом, сам художник был человеком очень верующим и благочестивым - его жизнь не сопровождали скандалы. Подобно древнерусским иконописцам, он, прежде чем взяться за очередную картину религиозного содержания много молился и постился.

Глядя на его картины, современные исследователи теряются в догадках - кто был учителем Моретто. Называют и Тициана (хотя они принадлежали к одному поколению), и Джорджоне, и Леонардо. Но это все догадки, которые больше всего свидетельствуют скорее о таланте самого Моретто.

Его полотна исследователи практически разложили на молекулы, пытаясь понять под чьим влиянием он их создавал. Что ж - не будем мешать им отрабатывать свой хлеб) А сами просто посмотрим на работы довольно стандартного для своей эпохи мастера.

Итак, работы Алессандро Бонвичино (Моретто, Моретто да Брешиа - по месту жительства) (1490 - 98 - 1554 гг.)

Здесь мы смотрим только на портреты, которые он писал. Их сохранилось немного, но они интересны.

Далее не совсем обычный портрет - это религиозная картина, которая написана, вероятно, для собора, и здесь, рядом с изображенной святой находится портрет человека, который все это великолепие оплатил.

1535 - 40 гг. Портрет мужчины с письмом. Такая же история - можно только догадываться - чей это портрет. Расчленить его, чтобы укрупнить и показать детали, к сожалению, разрешение репродукции не позволяет. Рука не короче) это эффект от небрежно накинутого костюма.
1535 - 40 гг. Портрет мужчины с письмом. Такая же история - можно только догадываться - чей это портрет. Расчленить его, чтобы укрупнить и показать детали, к сожалению, разрешение репродукции не позволяет. Рука не короче) это эффект от небрежно накинутого костюма.

Ниже - картина под названием Саломея.

Но здесь - все не так просто, как кажется. В образе Саломеи изображена знаменитая куртизанка того времени - Туллия д'Арагона (1501/1505 - 1556 гг.)

Очень любопытная и характерная для эпохи Возрождения фигура. Куртизанкой Туллия была потомственной - ровно тем же занималась и ее мать - знаменитая красавица своего времени. В свою очередь, по слухам, якобы происходившая по отцу, от некоей благородной фамилии (естественно, незаконнорожденным путем). Отец Туллии был неизвестен, но ей с детства покровительствовал кардинал Луиджи д'Арагона. Вот его - то ей в отцы и приписали. Кардинал обеспечил девочке возможность получить прекрасное образование. Туллия красивой, по меркам того времени не была. В моде были маленькие пухленькие блондинки, а она, наоборот, была высокой, худой, с тонкими большими губами, да еще и нос крючком. Но она была во-первых, очень обаятельна, а во-вторых прекрасно образована. Более того - она была очень умна и талантлива, и росла не просто ребенком, а ребенком - вундеркиндом, который поражал взрослых знатных посетителей ее матери своими способностями. Что это были за способности? Как раз такие, которые могло оценить образованное и утонченное общество, в котором вращалась ее мать. Туллия была философом, писательницей и поэтессой. Причем, став уже взрослой, считалась настолько лучшей среди женщин своего времени, что ее приравнивали к писателям и поэтам мужчинам.

Высокий интеллект, обаяние, прекрасные манеры и талант философа и поэта сделали ее фигурой очень известной. Естественно, как куртизанка, которой она стала в 18 лет, она была благодаря такому набору качеств очень популярна. Она жила в разных городах Италии, имела большое количество поклонников, которые ради нее шли на всякие безумства, писала сонеты и рассуждения о любви, о природе сексуального желания, и, в общем, очень приятно провела свою жизнь. Даже побывала замужем, чтобы обеспечить себе возможность жить еще более комфортно - без строгих ограничений в одежде и месте жительства, как это приписывали дамам ее профессии строгие законы того времени. Муж ее мелькнул и исчез (ходили слухи, что она заморила беднягу голодом), дав ей статус честной женщины, а она продолжала заниматься тем же, чем и всегда - менять богатых покровителей и блистать в кругу поэтов и писателей. Вот - и с нашим Моретто она тоже была знакома...

1540 г. Туллия д'Арагона.
1540 г. Туллия д'Арагона.

Но если отвлечься от этой истории, и посмотреть правде в глаза, то мы имеем просто комплект предположений - и относительно изображенной, и относительно художника... И даже относительно того - точно ли это Саломея, имелись в свое время разные мнения... И это нормально. Художников было много. Сенсации нужны всем. Соединение двух известных фигур своего времени в одной картине значительно повышает к ней интерес)

Портрет этого томного молодого человека всплыл в 40-х годах 19 века. Как его опознавали и атрибутировали - я не знаю, но результат перед нами. Возможно, картина имела некий посыл, считываемый в старинные времена, но сегодня совершенно не понятно - что за лирика в глазах героя, и что за предметы лежат перед ним на столе, под изнеженно опирающейся на подушки рукой... Надпись на его берете, любезно расшифрованная читательницей в комментартях под этой статьей, с одной стороны, дает пояснение, а с другой, порождает еще больше вопросов...

Далее группирую портреты, по признаку "не удалось найти приличную репродукцию" Эти портреты приписывают тому же мастеру.

В общем - то все...

Вот удивительный феномен, часто наблюдаемый у художников - ткани выписаны так, что кажется потрогаешь - и почувствуешь структуру... А лица... Вроде неплохо. И на месте все, и пропорции соблюдены (или почти соблюдены...). Но натуралистичность тканей только подчеркивает безжизненность лиц...

И еще мысль пришла - атрибуция картин дело скользкое. Некоторые произведения настолько не напоминают руку мастера, к которой их относят, что только изумляться приходится чудесной проницательности специалистов, смело отстаивающих свои определения.