Национальные проекты стали «притчей во языцех» в устах Президента Путина, который связывает с ними надежды на восстановление роста экономики и своего авторитета. Закреплённые всего лишь указом Президента РФ Путина В.В. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 года, они в то же время преподносятся почти как решения очередного съезда КПСС в СССР.
Перед правительством РФ была поставлена задача достижения девяти национальных целей развития страны, в том числе обеспечения устойчивого естественного роста численности населения, повышения ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет, вхождения РФ в число пяти крупнейших экономик мира, перехода к темпам экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности и др. Для реализации этой программы правительству РФ тем же указом было поручено разработать (либо скорректировать уже существующие) 12 национальных проектов по направлениям:
Однако, этот Указ, устанавливающий и утверждающий национальные проекты России, не имеет статус Закона, а значит размывает ответственность лиц руководителей и кураторов этих проектов.
Список направлений развития и проектов (в скобках — сроки их реализации):
Человеческий капитал
Здравоохранение (1 января 2019 — 31 декабря 2024). Бюджет: 725 800 000 000 руб. Руководителем проекта назначен глава Минздрава Михаил Мурашко. Куратор проекта – заместитель председателя правительства Татьяна Голикова
Образование (1 января 2019 — 31 декабря 2024). Бюджет: 784 500 000 000 руб.В феврале 2020 года руководителем проекта был назначен министр просвещения России Сергей Кравцов
Демография (1 января 2019 — 31 декабря 2024) Бюджет: 3 105 200 000 000 руб. В феврале 2020 года руководителем проекта назначен министр труда и социальной защиты Антон Котяков. Куратор проекта – заместитель председателя правительства Татьяна Голикова.
Культура (1 января 2019 — 31 декабря 2024). Бюджет: 113 500 000 000 руб. С февраля 2020 года руководитель проекта – министр культуры Ольга Любимова, куратор – вице-премьер Дмитрий Чернышенко.
Комфортная среда для жизни
Безопасные и качественные автомобильные дороги (3 декабря 2018 — 31 декабря 2024). Бюджет: 4 779 700 000 000 руб. В феврале 2020 года куратором проекта назначен вице-премьер Марат Хуснуллин. Руководитель проекта – министр транспорта Евгений Дитрих.
Жильё и городская среда (1 октября 2018 — 31 декабря 2024). Бюджет: 1 076 962 500 руб. Руководитель проекта – министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Владимир Якушев. В феврале 2020 года куратором проекта назначен вице-премьер Марат Хуснуллин.
Экология (1 октября 2018 — 31 декабря 2024). Бюджет: 4 041 000 000 000руб. Руководитель проекта – министр природных ресурсов и экологии Дмитрий Кобылкин. В феврале 2020 года куратором проекта назначена вице-премьер России Виктория Абрамченко.
Экономический рост
Наука (1 октября 2018 — 31 декабря 2024). Бюджет: 635 274 700 руб. Общая сумма вложений в проект планируется порядка 635 млрд. рублей. Ежегодные Мегагранты Правительства РФ ]
Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы (15 октября 2018 — 31 декабря 2024).Бюджет: 481 500 000 000 руб. В феврале 2020 года куратором проекта назначен первый вице-премьер Андрей Белоусов. Руководителем стал министр экономического развития Максим Решетников.
Цифровая экономика (1 октября 2018 — 31 декабря 2024). Бюджет: 1 794 658 000 руб. Руководитель проекта – министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максут Шадаев, куратор – вице-премьер Дмитрий Чернышенко.
Производительность труда и поддержка занятости (1 октября 2018 — 31 декабря 2024). Источник финансирования: Государственный. В феврале 2020 года куратором проекта назначен первый вице-премьер Андрей Белоусов. Руководителем стал министр экономического развития Максим Решетников.
Международная кооперация и экспорт (1 октября 2018 — 31 декабря 2024). Бюджет: 956 800 000 000 руб. Руководитель проекта – Денис Мантуров. Куратором проекта в феврале 2020 года был назначен первый вице-премьер Андрей Белоусов.
Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры КПМИ (1 октября 2018 — 31 декабря 2024).
Транспортная часть КПМИ предполагает реализацию следующих федеральных проектов:
«Европа — Западный Китай», «Железнодорожный транспорт и транзит», «Северный морской путь», «Транспортно-логистические центры», «Коммуникации между центрами экономического роста», «Развитие региональных аэропортов и маршрутов», «Высокоскоростное железнодорожное сообщение», «Внутренние водные пути» и «Морские порты России».
Энергетическая часть документа включает два проекта:
«Гарантированное обеспечение доступной электроэнергией», «Гарантированное обеспечение транспорта нефти, нефтепродуктов, газа и газового конденсата».
КПМИ рассчитан на пять лет реализации, таким образом до конца 2024 года планируется завершить все работы.
Между тем Национальные проекты—это золотая жила для руководителей и кураторов из Правительства РФ, их дружков, родственников и руководителей государственных корпораций. Таким образом, Национальные проекты— это ещё способ за счёт бюджета пополнить карманы элитократии, владеющей самыми доходными предприятиями РФ.
Как видно из перечня национальных проектов для них требуется сталь, цемент, тяжёлое строительное оборудование, стекло, металл, и много чего ещё, что подробно отражается в техническом задании. Например, не секрет, что бум строительства выгоден производителям этих материалов и оборудования, и их интересы всегда поддерживают увеличение строительства независимо от его стоимости или выгодности. Импорт в РФ поступает по налаженным «тропам», которые известны узкому кругу лиц, имеющих прямое отношение к реализации Национальных проектов.
В РФ нет рыночной дисциплины, которая бы притормозила эти интересы или перенаправила инвестирование по более выгодным государству путям. Вместо этого в РФ существует олигархия элиты, которая настаивает, что их интересы должны удовлетворяться прежде государственных. Способность политической элиты противостоять этой экономической элите ограничена, потому что фактически это одно и то же. Взаимозависимость интересов политической и экономической элит осуществляется через перекрестную структуру собственности, родственные связи, подставные компании и фиктивных акционеров. Сказать нет жадному бизнесмену— это одно, но отказать сыну, дочери или другу— это другое.
НО, что очень важно—наряду с деньгами для реализации национальных проектов, нужны наделённые властью высокого класса профессионалы, уровня Королёва, Келдыша…Косыгина СССР, не думающие о собственной выгоде, но никак ни ТОП МЕНЕДЖЕРЫ КЛЕПТОКРАТИИ в РФ, хорошо освоившие схемы по освоению бюджетных средств в личных интересах, способных только по своему произволу контролировать финансовые потоки, в том числе после очередной кражи бюджетных средств!
Неработоспособность российской экономической системы развития национальных проектов любой ценой жестко запрограммирована. Поэтому пяти-шести летние сроки реализации национальных проектов, не имеющие законодательного статуса обязательности, как пятилетние планы в СССР, к 2024 году приведут к «раскрытию» воровства бюджетных или смешанных денежных средств в таких объёмах, которых мало не покажется.
По-другому быть не может, потому что общественно-экономическая и политическая система РФ заточена на удовлетворение личных интересов финансовой и политической олигархии в ущерб тех государственных интересов, которые сочетаются с необходимостью социального обеспечения гражданского общества и производственно - потребительской системы страны. Это как раз то самое «маленькое государство» в государственной системе РФ, за которое ратуют либералы. «Как можно меньше государства»,—всегда было лозунгом классического либерализма с его озабоченностью тем, чтобы индивид располагал самой широкой мерой свободы.
В РФ нет рыночной дисциплины, а есть олигархическая элита, которая накачивается деньгами и считает, что её интересы должны удовлетворяться прежде национальных!