Автопилоты на сельскохозяйственную технику существуют довольно давно, но мало кто о них знает. Это не тот автопилот, что тестируют Яндекс с Гуглом, тракторам на автопилоте по дорогам общего пользования передвигаться запрещено, т.к. они не видят препятствия на своем пути, предназначены они немного для другого.
Несмотря на то, что по основным должностным обязанностям я - системный администратор в небольшой компании, некоторое время назад мне предложили в рамках сервисного обслуживания заниматься программной поддержкой автопилотов - настройка, калибровка, прошивка. Сказали, что больше никто не справиться, а, в виду небольшого объема продаж, отдельного сотрудника нанимать нецелесообразно. Я согласился.
И, вот, выше на фото - первый установленный с нуля комплект гидравлического автопилота. Хотя раньше доводилось обслуживать ранее установленное оборудование. Аппаратной установкой занимаются другие люди, хотя я тоже этому научился, но крутить гайки - обязанности других людей.
Я выше уже упомянул, что данный автопилот не похож на автопилот в привычном для людей понимании. Присутствие механизатора (тракториста) в кабине обязательно! Вот, что он видит в кабине:
Обычный десятидюймовый планшет на андроиде. Хотя, не совсем обычный - он пыле- грязе- влаго- защищенный. Естественно, это не единственный компонент системы. В комплекте антенна, куча датчиков, проводов, РВД, гидравлический распределитель и т.д. Полный комплект весит килограмм пятьдесят и стоит в розницу около миллиона рублей.
Как работает
По ГЛОНАСС-GPS определяет местоположение трактора с точностью до 2,5 сантиметров (с платным сервисом поправок). Все геометрические параметры трактора и орудия измеряются и вводятся вручную. Трактор проходит калибровку.
Механизатор либо размечает прямую линию (чаще всего именно так), либо записывает при ручном управлении любую кривую, нажимает "руль" на дисплее и трактор будет точно следовать по этой линии. В конце поля тракторист сам разворачивает трактор, подводит к следующей линии (точность необходима минимальная, система сама выполнит доводку), строго повторяющей контур предыдущей, опять жмет "руль", трактор сам выезжает на линию и будет держать ее до противоположного конца поля. Есть и опция, которая позволяет разворот тоже осуществлять в автоматическом режиме, но она платная.
Преимущества
Представляете как облегчается труд механизатора? Если длина поля километр, то от разворота до разворота минут сорок. Некоторые приспособились раздавать на дисплей интернет с телефона и смотреть на нем фильмы. Автопилот при этом работает в фоновом режиме. А, тем более, работа ночью, когда поле плохо видно и непонятно обработан конкретный участок или нет. Автопилоту на освещение наплевать.
Еще экономия горючки, семян, удобрений и т.д. Я тут смотрел по мониторингу за трактором клиента - он дизеля за сезон на три миллиона рублей сжигает. Экономия даже 5-10% от этой суммы весьма существенна.
Общался с покупателями - на цену жалуются, конечно, но отказываться никто не собирается. Когда одного из них лишили автопилота на пару недель (гарантийный ремонт), звонили чуть ли не каждый день с жалобами на мышечные боли, они просто отвыкли управлять трактором самостоятельно.
Вот такой прогресс в современном сельском хозяйстве и я в нем участвую.