Где у вас сверхчувствительная зона, вот прямо оголённый нерв, там и нужно искать призвание. Конечно, это - не единственный его показатель, их много (в конце статьи будут ссылки на мои материалы по поиску призвания), но сегодня остановлюсь именно на нём.
- Если вы очень тонко чувствуете вкус еды, скорее всего, ваше призвание связано с её приготовлением.
- Если у вас обострено восприятие внешней красоты, вы хорошо видите цвет, симметрию, гармонию, дело вашей жизни должно быть связано со стилистикой, индустрией красоты, дизайном или каким-то способом визуализации - рисунок, фотография и т.д.
- Если вы крайне чувствительны к правильности речи, любуетесь красотой языка, слышите в построении фраз симфонию, вам нужно писать.
- Если ваша чуйка сильно развита по отношению к животным, вы читаете их состояния и настроения как открытую книгу и всеми способами о заботитесь о них, скорее всего, вам надо не только дома держать зверушек, но и делать заботу о них своей профессией.
- Ну, а если вы лучше всего чувствуете людей, оттенки их настроения и состояния, как никто умеете сопереживать, вам и нужно работать с ними.
И если с неодушевлёнными объектами воздействия всё более-менее просто и понятно, там сверхчувствительность может помешать, только если она обострится до аллергии, то с людьми и животными в ходе коуч-сессий иногда начинается катавасия. Когда мы идём дальше и определяем, кто является для клиента целевой аудиторией, он вдруг встаёт на ручник.
Допустим, у кого-то сверхчувствительность развита по отношению к больным детям или немощным старикам. Это – его аудитория, но человек тут же себя осаживает: да, мне их очень жалко, прямо до слёз, но работать с ними не смогу – слишком это болезненно. Не хватит моральных сил, выгорю дотла.
Я на это обычно отвечаю так:
- То есть вы хотите сказать, что с этой категорией людей должен работать тот, кому они так себе? Вы уверены, что от работы такого прохладно настроенного специалиста будет толк?
- А вы в это время будете себя жалеть и тетешкаться со своими слабостями? Принять этот вызов и дать себе труд – нет, никак?
- А зачем тогда вам дан этот дар – так тонко чувствовать и сопереживать именно этим людям?
Я знаю хорошее средство от выгорания в таких случаях: это – деятельное участие вместо погружения в пучину своих эмоций. Пока мы смотрим на тех, кого нам особенно жалко, издалека, боясь себя поранить, мы морально истощаемся гораздо больше. А когда действительно начинаем заботиться о них, наоборот, подпитываемся, потому что видим, как наша помощь идёт им во благо. Мы так устроены, что эмоционировать и что-то делать одновременно не можем, поэтому действуя, мы не даём переживаниям разгуляться.
И да, конечно, технику безопасности в работе с людьми и животными, как и в любой профессии, никто не отменял. Все опытные врачи, психологи, ветеринары, преподаватели и личные консультанты умеют говорить себе «стоп», когда чувствуют, что идут к выгоранию.
Когда профессию выбирает выпускник школы, я ещё как-то могу понять его страхи, а по сути - стремление побыть слабым, хотя и с ним не мешало бы поговорить. Именно так мы, к примеру, разговаривали с дочерью, когда она выбирала специальность и боялась, что морально не выдержит работать с больными детьми. В итоге сейчас она детский клинический психолог. Но когда о том, что не выдержит, рассуждает взрослый человек, сознательно решивший поменять направление деятельности, меня прямо досада берёт. Если не вы, то кто же?!
Призвание – оно ведь не про собственный комфорт, оно – про служение другим.
Галина Бобкова, чьё призвание - помогать людям в вопросах карьеры, поиска работы и призвания, www.ccgb.ru
Обещанные ссылки на мои статьи по поиску призвания: