Найти тему
АВТОТЕМАтика

Почему вздулся автомобильный аккумулятор?

Совсем недавно я писал заметку о том, стоит ли сразу выкидывать свой старый автомобильный аккумулятор или попытаться его реанимировать.

ссылка: Аккумулятору 9 лет, напряжение 12в. Бежать за новым или помучать старичка?

Итак, решил я попробовать реанимировать старый аккумулятор. Пациент: MOLL ёмкость 70Aч, технология изготовления - свинцово-сурьмянистый, дата производства - первая половина 2012г, т.е. почти 9 лет. Аккурат перед самыми морозами я снял его с автомобиля, принёс домой и отогрел.

При комнатной температуре напряжение на клеммах было 12.3В, что говорит о разряженности аккумулятора. Вывернул пробки, проверил уровень электролита - всё в норме. Пластины без белого налёта, электролит прозрачный, в паре банок поверхность электролита была покрыта плёнкой, на сам электролит прозрачный:

плёнка на поверхности электролита
плёнка на поверхности электролита

Поставил на зарядку автоматическим зарядным устройством с постоянный током 3.5А. Через 3 часа зарядное устройство отрапортовало об окончании заряда. Таким образом, в аккумулятор залилось 10Ач ёмкости, чего явно маловато, т.к. начальное напряжение говорило о более сильном разряде аккмулятора - примерно на 50%, т.е. не хватало 35Ач, а залилось 10Ач, и это ещё без учёта потерь на нагрев. Снимаю с зарядки, даю "остыть" пару часов, меряю напряжение на клеммах - 12,4В.

Далее, принимаю решение сделать один цикл заряда-разряда в надежде "прокачать" ёмкость батареи. Для этого использовал лампу ближнего света H7 55w, ток разряда составлял почти 3.5А, что в самый раз для АКБ ёмкостью 70Ач. Разряд длился 8 часов до падения напряжения 10.5В, т.е. батарея отдала 28Ач ёмкости. Далее, я начал заряжать аккумулятор постоянным током 1.5А. Через 8 часов, при достижении напряжения 12.33В, напряжение перестало увеличиваться. Затем я увеличил зарядный ток до 3А, и напряжение пошло вверх. Через два часа напряжение стало 12.7В аккумулятор стал греться и я заметил, что вздулись стенки корпуса по короткой стороне, а пластины внутри деформировались - стали не прямыми, а как бы дугой.

Обратите внимание, что в некоторых банках пластины ориентированы с отклонением от вертикали, стоят как бы под углом, такое ощущение, что они раздулись изнутри. До зарядки все пластины стояли строго вертикально.

Стенки корпуса АКБ заметно деформировались:

На этом я завершил процесс зарядки. В процессе зарядки газовыделения не было, воздуховоды были чистыми, крышки банок хоть были закрыты, но при открытии крышек не было слышно как стравливается воздух, т.е. внутри не было повышенного давления.

Т.е. деформация корпуса в результате повышенного давления в процессе электролиза исключается, т.к. кипения не было и вентиляция батареи была в норме. Заморозку АКБ я тоже исключаю, т.к. после улицы АКБ не был заморожен, электролит был в жидком состоянии и стенки батареи были ровными.

На ум приходит только только одно объяснение случившемуся - из-за возраста аккумулятора, в результате заряда, произошло осыпание активной массы пластин и как следствие коробление пластин. Но такое обычно происходит при перезаряде батареи высоким напряжением в течение долгого времени, а в моём случае напряжение было менее 13В. Ещё как вариант - замыкание одной из банок, повышенное напряжение по другим банками и так далее... Но я не заметил активного кипения электролита в процессе зарядки.

В итоге, заказал новую АКБ, эту сдал в магазин в зачёт стоимости новой.

Пишите в комментариях свои версии причин вздутия батареи.

Всем удачных холодных пусков.