Сегодня мы поговорим об одном малоизвестном широкому кругу изобретателе и его изобретении – «самобеглой коляске».
Леонтий Лукьянович Шамшуренков родился в деревне Большепольская Казанской губернии в 1687 году. О его жизни мало что известно – разве что был хорошим столяром и механиком, да механизмами сложными интересовался зело. Человеком он был честным – даже отсидел в тюрьме за то, что пожаловался на воеводу-коррупционера, расхищавшего казенный спирт с винокуренного завода.
В 1736 году Шамшуренков предложил Московской конторе Сената две лично разработанные машины для облегчения работ по подъему царь-колокола на колокольню храма Ивана Великого (хотя его некто об этом не просил – да и как он вообще об этом узнал?!). Машины были признаны успешными.
В общем, проницательный оказался человек, даром что простой крестьянин. В 1751 году Леонтий Лукьянович придумал ту самую самобеглую коляску, о которой я говорил в самом начале. «Так что она будет бегать без лошади, только правима будет через инструменты двумя человеками, стоящими в той же коляске, кроме сидящих в ней праздных людей…» - писал он в Нижегородскую губернскую канцелярию. Канцелярия некоторое время помурыжила заявление изобретателя и переправила его в Москву. Там изобретением заинтересовались и 24 февраля 1752 года Сенат распорядился изобретателя привезти в сопровождении солдата (чтоб не украли иноземные шпиёны, вероятно*), выдав ему по 5 копеек кормовых на день.
(*) Юмор юмором, а солдат к изобретателю был приставлен из-за того, что везли его в Сенат прямиком из Нижегородской тюрьмы, где тот обретался.
11 апреля Леонтий прибывает в столицу на двух подводах и с провожатым солдатом Петром Осиновым. Сенат выделяет ему «пристойную квартиру». «По требованию надлежащие для оного дела инструменты и материалы из наличных отпускать немедленно…» (из протокола заседания Сената от 20 мая 1752 года). Еще приставили офицера, чтоб не лодырничал.
Аппарат свой Шамшуренков закончил к концу октября. За три месяца крестьянин-изобретатель построил отечественный веломобиль, способный развивать скорость до 15 км/ч, что, по тем временам, было «о-го-го, как летит!» Кузов был подвешен к раме на ремнях, заменявших рессорную подвеску. Передняя колесная ось была шарнирно закреплена на центральном шкворне, т.е. была поворотной. На задней оси насажены зубчатые колеса двойного приводного механизма, помещавшегося на специальной площадке позади пассажирских сидений. К этой площадке выводились скреплённые с передней осью передаточные тяги механизма пулевого управления.
Постройка обошлась казне в 90 рублей 5 копеек (Сам Леонтий Лукьянович просил всего лишь 30 рублей). В награду императрица Елизавета Петровна одарила изобретателя пятьюдесятью рублями и, сверх того, деньгами на проезд до дома и пропитание.
Леонтий Лукьянович на радостях начал предлагать Сенату новые изобретения, из которых одно – «часы-верстомер, которые будут ходить на задней оси» пошло на усовершенствование его «самобеглой коляски» и являлось практически совершенным верстомером. При помощи этих «часов» можно было измерять не только пройденный путь, но и скорость коляски – это, фактически, прототип спидометра.
Много было еще идей у самородка из глубинки – и вездеходные сани, и «подвести Волгу к Москве» (создать канал), и «подземная колесная дорога» (почти метро)… Но, к сожалению, при невыясненных обстоятельствах, в 1758 году изобретатель покинул наш бренный мир.
А изобретенная им «самоходная коляска» не получила распространения и сначала использовалась для развлечения императорской семьи, а потом и просто сгнила, всеми забытая, в одном из темных углов каретного двора. Мораль – изобретаешь – ищи производителя с мощностями для производства своего изобретения.
Автор - Александр Горячев
Коллективный исторический паблик авторов - https://vk.com/catx2