В 2012 Петров купил Audi A6, импортером которого является Фольксваген Груп Русс (ФГР). В ноябре 2017 на пробеге 237 000 км. он загорелся. Стоимость ремонта составила 1, 6 млн.
Через 2 дня после пожара Петров продал машину Барабанову за 1, 4 млн., уступив ему все имевшиеся у него права на машину, в том числе на бесплатный ремонт.
Поскольку ФГР добровольно выполнить ремонт отказался, Барабанов подал иск о принуждении к ремонту ФГР, взыскании неустойки 3,6 млн.
В соответствии с Заключением судебной экспертизы причиной возгорания явился производственный дефект дополнительного насоса системы охлаждения, который, после попадания в его механизм посторонних частиц (накипи, коррозии) перешел в аварийный режим работы с увеличением нагрузки и потребляемой энергии. Рост температуры привел к перегреву и расплавлению контактной группы насоса.
Иск Барабанова суды трех инстанций отклонили, указав что, покупая автомобиль он знал о его техническом состоянии, поэтому имеющийся недостаток не является для него выявленным в процессе эксплуатации, а у импортера не возникло обязанности провести бесплатный ремонт. Кроме того, стоимость восстановительного ремонта (1,6 млн) превышает рыночную стоимость машины на дату пожара (1 млн). Ремонт экономически нецелесообразен поэтому недостаток неустраним.
Верховный Суд судебные акты отменил и вернул дело в первую инстанцию, сказав, что Барабанов, купивший машину у Петрова пользуется правами последнего как потребителя, поэтому импортер несет и перед ним ответственность за недостатки машины, возникшие после окончания гарантии. Вывод судов о неустранимости дефекта по причине отсутствия экономической целесообразности ошибочен. Экономическая нецелесообразность может свидетельствовать о существенном недостатке, т.к. существенным является недостаток, расходы на устранение которого равны или превышают стоимость товара.
А для техническим сложных товаров, к которым относится автомобиль, потребовать от импортера устранения недостатка можно только при его существености.
Сейчас дело находится на пересмотре и назначена еще одна экспертиза. Следите за развитием событий.