.
.
И пришел один из семи Ангелов, имеющих семь чаш, и, говоря со мною, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих; с нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле (Откр.17:1-2)
.
Так как небесные чаши семи Ангелов, описанные в главах 15 и 16, были исполнены последней яростью и последним гневом Божьим, вполне очевидно, что если бы события в видимом мире развивались именно в том порядке, в котором в книге Откровение открываются различные пророческие видения, — к началу главы 17 всякий гнев Божий должен был уже совершиться, «утолиться» и «закончиться» (Откр.15:1, Откр.16:17). Однако в самом начале главы 17 один из Ангелов с чашами свидетельствует тайнозрителю, что «великая блудница» судится с гневом, — поэтому воспринимать происходящее в качестве «новых» событий и «новых» судов, которые совершаются уже после того, как в мир излились семь чаш последнего гнева, было бы неверно.
Более того, то обстоятельство, что панорамы окончательного падения «великой вавилонской блудницы» открывает ап. Иоанну один из Ангелов, имеющих (а не «имевших») чаши Божественного гнева, подсказывает воспринимать суды над блудницей (главы 17 и 18) и видение семи Ангелов (главы 15 и 16) как одно и единое событие.
А еще одно свидетельство о пророческом единстве всех «последних судов» и всех глобальных потрясений, завершающих историю ветхого мира, заключается в том, что Ангел, представляющий тайнозрителю панорамы падения и забвения вавилонской блудницы, не обращается к ней с обличениями и увещеваниями, и не предпринимает иных усилий, направленных на ее спасение. Ангел сразу же объявляет блудницу «великой», — а все сказанное далее звучит как окончательный обвинительный приговор, который не переносится, и не откладывается, но приводится в исполнение немедленно.
Более того, речь Ангела строится так, как будто все беззакония и преступления, совершенные блудницей, уже известны тем, кому предстоит читать книгу Откровение, так что ее вина понятна и очевидна, — а ее окончательное падение есть событие предсказуемое и даже ожидаемое.
(Тем не менее, как уже отмечалось в предыдущих публикациях, некоторые толкователи не находят «предыстории» вавилонской блудницы ни в пророчествах Ветхого Завета, ни в видениях и свидетельствах книги Откровение)
Что касается самой «блудницы», — она называется «сидящей на водах многих», причем нет сомнений, что эти «многие воды» указывают не на некое «географическое» место на земном шаре, а на свойственную блуднице «природу», то есть на ее духовную основу и на способ ее существования (ведь это та самая женщина-нечестие, которая имеет «дом в Вавилоне» и стоит там «на своей основе», Зах.5:8-11).
И далее в Откр.17:3, в Откр.17:9 и в Откр.17:15 эта существенная деталь (т.е. пребывание блудницы именно «на водах многих») получит пророческое продолжение, — а в образах ее окончательного падения откроются смыслы, связывающие воедино «старые» (т.е. те, к которым книга Откровение ранее уже обращалась) и «новые» (т.е. такие, которые впервые проявляются только в главах 17 и 18) ветхозаветные образы мира и человечества, самым очевидным из которых является конечная участь «великого города Тир» (Иез.26 – Иез.27).
(Финикийский город Тир стоял на острове в восточном Средиземноморье, а буквальный Вавилон располагался между рукавов реки Евфрат и на сравнительно небольшом расстоянии от реки Тигр, — так что оба этих города могут считаться «сидящими на водах многих», сравн. – «Против стен Вавилона поднимите знамя… О, ты, живущий при водах великих, изобилующий сокровищами! пришел конец твой, мера жадности твоей», Иер.51:12-13.
Однако, как будет видно далее, подобие «блудного Вавилона» нечестивому городу Тир этим обстоятельством не ограничивается)
Кроме того, весьма знаменательно, что образ блудницы, восседающей «на водах многих», с учетом свидетельств главы 12 прямо противопоставляется «знамению жены, облеченной в солнце», которая есть «жена и невеста Агнца» (Откр.21:9). Ведь низверженный на землю дракон-змий «пустил из пасти своей вслед жены воду как реку, дабы увлечь ее рекою» (Откр.12:15), рассчитывая на то, что эта река «подхватит» жену и «унесет ее в море», — однако жена, родившая Младенца, обрела «крылья большого орла» и при помощи «земли» спаслась не только от самого дракона, но и от выпущенных из его пасти «нечестивых вод» (Откр.12:13-16).
При этом великая блудница, «сидящая на водах», пребывает в том самом положении, которое задумывал для человечества змей-дракон. Более того, чуть далее те же «нечестивые воды из пасти дракона» обретают форму «багряного зверя» (Откр.17:3, Откр.17:7), — а все происходящее выглядит так, как будто воды из пасти дракона носят на себе блудницу не только образно, но и буквально (конечно, с той оговоркой, что «багряный зверь» не является буквальным животным, которое можно «оседлать»).
А поскольку в свидетельствах Откровения неоднократно упоминается свойственное великой блуднице «вино блудодеяния», которым она опоила земные власти и вообще всех живущих на земле (Откр.17:2, Откр.18:2, Откр.18:6), — этот образ связывает видения Откровения с ветхозаветными пророчествами, адресованными «надменному человеку» (Авв.2:15), а также со «словом о Вавилоне» из книги пророка Иеремии:
Вавилон был золотою чашею в руке Господа, опьянявшею всю землю; народы пили из нее вино и безумствовали (Иер.51:7)
.
Более того, пророк Исаия свидетельствует о том, что пагубное пристрастие к нематериальному «вину нечестия» порождает совершенно особенное опьянение, в результате которого все «народные ценности» не просто осуждаются, но в буквальном смысле сходят в «расширившуюся» преисподнюю:
Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином; и цитра и гусли, тимпан и свирель и вино на пиршествах их; а на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют. За то народ мой пойдет в плен непредвиденно, и вельможи его будут голодать, и богачи его будут томиться жаждою. За то преисподняя расширилась и без меры раскрыла пасть свою: и сойдет [туда] слава их и богатство их, и шум их и [все], что веселит их. И преклонится человек, и смирится муж, и глаза гордых поникнут (Ис.5:11-15)
.
И в главе 17 книги Откровение тайнозрителю открывается та же образная картина всеобщей покорности нечестию, в результате чего «носящий блудницу зверь» обретает всеобщее признание и преклонение («И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца», Откр.13:8), — а конечная участь тех «звериных вод», на которых восседает «великая блудница», в точности соответствует бесславному концу нечестивой реки, выходящей из пасти дракона в пророческих видениях главы 12 («земля помогла жене… и поглотила реку, которую пустил дракон…», Откр.12:15-16, сравн. – «…преисподняя расширилась и без меры раскрыла пасть свою: и сойдет [туда] слава их и богатство их, и шум их и [все], что веселит их», Ис.5:14).
(При этом, как уже отмечалось чуть выше, «блудница, сидящая на многих водах» во всех смыслах соответствует «великому городу Тир», который стоял «на выступах в море», имел пределы «в сердце морей» и вел торг буквально со всем миром, Иез.27)
.
................................................................................................................................................
Спасибо за Вашу поддержку!
Продолжение см. в статье: «Жена, сидящая на звере багряном, преисполненном именами богохульными...» (Откр.17:3-4)
Предыдущая статья: «Вавилонская блудница» и пророчества о «надменном человеке» (Откр.17 – Откр.18, Авв.2)
Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (все стихи книги Откровение по порядку, обновляется)
#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #И пришел один из семи Ангелов и сказал мне: я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих, Откр.17:1 #с нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле, Откр.17:2