Найти в Дзене

Суд на великой блудницей, «сидящей на водах многих» (Откр.17:1-2)

Оглавление

.

.

И пришел один из семи Ангелов, имеющих семь чаш, и, говоря со мною, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих; с нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле (Откр.17:1-2)

.

Так как небесные чаши семи Ангелов, описанные в главах 15 и 16, были исполнены последней яростью и последним гневом Божьим, вполне очевидно, что если бы события в видимом мире соответствовали порядку следования видений в книге Откровение, к началу главы 17 всякий гнев Божий должен был уже совершиться, «утолиться» и «закончиться» (Откр.15:1, Откр.16:17). Однако в самом начале главы 17 один из Ангелов с чашами свидетельствует тайнозрителю, что «великая блудница» судится с гневом, — поэтому воспринимать происходящее в качестве «новых» событий и «новых» судов, которые совершаются уже после того, как в мир излились семь чаш последнего гнева, было бы неверно.

Более того, то обстоятельство, что панорамы окончательного падения вавилонской блудницы открывает ап. Иоанну один из Ангелов, «имеющих» (а не «имевших») семь небесных чаш, подсказывает воспринимать суды над блудницей (главы 17 и 18) и видение семи Ангелов (главы 15 и 16) как одно и единое событие.

А еще одно свидетельство о смысловом и пророческом единстве всех «последних судов» и всех глобальных потрясений, завершающих историю ветхого мира, заключается в том, что Ангел не обращается к блуднице с обличениями и увещеваниями, и не предпринимает иных усилий, направленных на ее спасение, но сразу же объявляет блудницу «великой», — а все сказанное далее выглядит окончательным обвинительным приговором, который не переносится, и не откладывается, но приводится в исполнение немедленно.

(Поскольку слова Ангела звучат так, как будто все беззакония и преступления «великой блудницы» уже известны тем, кому предстоит читать книгу Откровение, так что ее вина понятна и очевидна, и суд над этой блудницей представляется событием предсказуемым и даже ожидаемым.

И, тем не менее, некоторые толкователи не находят «предыстории» вавилонской блудницы ни в пророчествах Ветхого Завета, ни в видениях и свидетельствах книги Откровение)

Что касается самой «блудницы», — она представляется тайнозрителю «сидящей на водах многих», причем нет сомнений, что эти «многие воды» указывают не на некое «географическое» место на земном шаре, но на ее духовную основу и на способ ее существования (ведь это та самая женщина-нечестие, которая имеет «дом в Вавилоне» и стоит там «на своей основе», Зах.5:8-11). И далее в Откр.17:3, в Откр.17:9 и в Откр.17:15 эта существенная деталь (т.е. пребывание блудницы именно «на водах многих») получит пророческое продолжение, — а в свидетельствах о ее падении откроются смыслы, связывающие воедино «старые» (т.е. те, к которым книга Откровение ранее уже обращалась) и «новые» (т.е. такие, которые впервые проявляются только в главах 17 и 18) ветхозаветные образы мира и человечества, самым очевидным из которых является «духовое положение» и конечная участь «великого города Тир» из книги пророка Иезекииля (Иез.26Иез.27).

(Финикийский город Тир стоял на острове в восточном Средиземноморье, а буквальный Вавилон располагался между рукавов реки Евфрат и на сравнительно небольшом расстоянии от реки Тигр, — так что оба этих города могут считаться «сидящими на водах многих», сравн. – «Против стен Вавилона поднимите знамя… О, ты, живущий при водах великих, изобилующий сокровищами! пришел конец твой, мера жадности твоей», Иер.51:12-13.

Однако, как будет видно далее, подобие «блудного Вавилона» нечестивому городу Тир этим обстоятельством не ограничивается)

Кроме того, весьма знаменательно, что образ блудницы, восседающей «на водах многих», прямо противопоставляется образу «жены, облеченной в солнце», которая есть «жена и невеста Агнца» (Откр.21:9), ведь чуть ранее низверженный на землю змий-дракон «пустил... вслед жены воду как реку, дабы увлечь ее рекою» (Откр.12:15), рассчитывая на то, что эта река «подхватит» жену и «унесет ее в море». Однако жена, родившая Младенца, обрела «крылья большого орла» и при помощи «земли» спаслась не только от самого дракона, но и от выпущенных из его пасти «нечестивых вод» (Откр.12:13-16), — а «сидящая на водах» блудница пребывает именно в том положении, которое задумывал для человечества змей-дракон (причем далее эти «нечестивые воды» обретают форму «багряного зверя», Откр.17:3, Откр.17:7, а все происходящее выглядит так, как будто воды из пасти дракона носят на себе блудницу не только образно, но и буквально).

А поскольку в главах 17 и 18 неоднократно упоминается свойственное великой блуднице «вино блудодеяния», которым она опоила земные власти и вообще всех живущих на земле (Откр.17:2, Откр.18:2, Откр.18:6), — этот образ связывает видения Откровения с ветхозаветными пророчествами, адресованными «вселенскому надменному человеку» (Авв.2:15), а также со «словом о Вавилоне» из книги пророка Иеремии (сравн. – «Вавилон был золотою чашею в руке Господа, опьянявшею всю землю; народы пили из нее вино и безумствовали», Иер.51:7)

Более того, пророк Исаия свидетельствует о том, что с пагубным пристрастием к нематериальному «вину нечестия» связано совершенно особенное опьянение, в результате которого все «народные ценности» не просто осуждаются, но в буквальном смысле сходят в «расширившуюся» преисподнюю:

Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином; и цитра и гусли, тимпан и свирель и вино на пиршествах их; а на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют. За то народ мой пойдет в плен непредвиденно, и вельможи его будут голодать, и богачи его будут томиться жаждою. За то преисподняя расширилась и без меры раскрыла пасть свою: и сойдет [туда] слава их и богатство их, и шум их и [все], что веселит их. И преклонится человек, и смирится муж, и глаза гордых поникнут (Ис.5:11-15)

.

И в книге Откровение по сути прорисована та же образная картина, где в результате всеобщей покорности нечестию носящий блудницу зверь обретает всеобщее признание и преклонение (сравн. – «И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца», Откр.13:8), — а конечная участь тех «звериных вод», на которых восседает «великая блудница», соответствует бесславному концу нечестивой реки, выходящей из пасти дракона в пророческих видениях главы 12 («земля помогла жене… и поглотила реку, которую пустил дракон…», Откр.12:15-16, сравн. – «…преисподняя расширилась и без меры раскрыла пасть свою: и сойдет [туда] слава их и богатство их, и шум их и [все], что веселит их», Ис.5:14).

(При этом, как уже отмечалось чуть выше, образ сидящей на многих водах великой блудницы во всех смыслах соответствует «великому городу Тир», который стоял «на выступах в море», имел пределы «в сердце морей» и вел нечестивый торг со всем обозримым миром, Иез.27)

.

................................................................................................................................................

Спасибо за Вашу поддержку!

Подписаться на канал

Продолжение см. в статье: «Жена, сидящая на звере багряном, преисполненном именами богохульными...» (Откр.17:3-4)

Предыдущая статья: «Вавилонская блудница» и пророчества о «надменном человеке» (Откр.17 – Откр.18, Авв.2)

Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (все стихи книги Откровение по порядку, обновляется)

#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #И пришел один из семи Ангелов и сказал мне: я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих, Откр.17:1 #с нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле, Откр.17:2