Найти в Дзене

«Жена, сидящая на звере багряном, преисполненном именами богохульными...» (Откр.17:3-4)

Оглавление

.

.

И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами. И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее (Откр.17:3-4)

.

В самом начале главы 17 тайнозритель Откровения оставался в том же месте, где ему открывались панорамы последних чаш Божественного гнева (гл.15 и 16), — то есть пребывал в той небесной реальности, которой принадлежит и сама нерукотворная скиния, и все совершающиеся в ней события (сравн. – «…услышал я из храма громкий голос, говорящий семи Ангелам: идите и вылейте семь чаш гнева Божия на землю», Откр.16:1).

Однако для свидетельства об окончательном суде над сидящей на многих водах женой-блудницей (Откр.17:1) ап. Иоанн оказывается «в духе» и «в пустыне», что подсказывает воспринимать дальнейшие видения главы 17 как отвлеченные иносказания, представляющие не сами события, а их пророческие образы.

(Под «духовной пустыней», в которой пребывает жена-блудница, возможно было бы понимать ту пустыню, которая упоминалась в Откр.12:6 и в Откр.12:14. Но поскольку жена, родившая Божественного Младенца, убегала «в пустыню новозаветного Исхода», — нет сомнений, что пустыня, скрывающая от дракона «жену, облеченную в солнце», во всех смыслах соответствует «спасительной» пустыне Синайской.

Что касается «пустыни блудницы», — она отличается от «пустыни исхода», так как «жена на звере» прекрасно одета, и богато украшена, и восседает «на многих водах», и ни в чем не испытывает нужды, то есть имеет то, чего не могла бы иметь при пребывании в «пустыне пророческой».

Другими словами, пустыню вокруг блудницы видит только ап. Иоанн, — однако сама блудница так не считает, и даже вполне довольна тем местом, где она находится. Так что подобный образ может означать только пустоту, связанную с удаленностью от Бога, чем «блудница на звере» нисколько не опечалена.

Так, например, свт. Андрей Кесарийский в соответствующих комментариях отмечает, что в духовном смысле «мы считаем пустынею вообще всякий город или человеческое общество, ненавидимое Господом за душевное ослепление, прелюбодеяния и другие пороки», — а проф. Лопухин предлагает воспринимать эту пустыню «в нравственно-религиозном смысле, в смысле оставленности, отдаленности. Великая блудница находится в пустыне не в каком другом смысле, как в том, что она за свое злодейство совершенно оставлена Богом и обречена на духовную смерть, на нравственную гибель».

Сравн. – «...накажу царя Вавилонского и тот народ, говорит Господь, за их нечестие, и землю Халдейскую, и сделаю ее вечною пустынею», Иер.25:12)

При этом весьма знаменательно, что загадочная жена-блудница восседает одновременно и «на водах многих», — и «на звере багряном», имеющем семь голов и десять рогов, которые в точности соответствуют «головам и рогам» низверженного с неба дракона (сравн. – «…вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим», Откр.12:3). И поскольку она не «пересаживалась» с неких «многочисленных вод» на «носящего ее зверя», — вполне очевидно, что «багряный зверь» в образном смысле сам является этими «многими водами» (сравн. – Откр.17:15).

Соответственно, именно «багряного зверя» следует считать той нематериальной основой, на которую в видениях пророка Захарии была «поставлена» женщина, именуемая «самим нечестием» (Зах.5:6-11), что самым подробным образом обсуждалось ранее, — а в еще более отвлеченном смысле «жена-блудница» и «носящий ее зверь» представляют собой некое подобие «вселенской вавилонской башни».

Так или иначе, загадочный багряный зверь, который отчасти подобен дракону, но по существу является «многими водами», не должен отождествляться с самим «красным драконом», который является реальным падшим ангелом, то есть конкретной личностью (сравн. – «…и ангелы его низвержены с ним», Откр.12:9).

Поскольку носящий блудницу зверь выглядит «обезличенным» и не имеет ни «собственного» имени, ни «личных» деяний, можно предположить, что в этом образе прорисованы все нечестивые обитатели поднебесного мира.

(Другими словами, то обстоятельство, что багряный зверь «преисполнен именами богохульными», свидетельствует о нем как об определенной «нечестивой альтернативе» четырем небесным животным, которые, как сказано, были «исполнены очей», Откр.4:8, и в собирательном смысле олицетворяли всю ходящую путями Господними тварную жизнь.

А с учетом того, что в духовной реальности действует непреложный закон, согласно которому место начертания имени определяет духовное качество, положение и состояние носителя этого имени, — нет сомнений, что «багряный зверь», в котором «умещается» вся совокупность богохульных имен, заключает в себе все нечестивое и безбожное человечество, сравн.– Откр.17:15)

С другой стороны, нет никаких оснований сомневаться в том, что «багряный зверь», на котором сидит блудница, есть тот же загадочный нечестивый персонаж, который в главе 13 «выходил из моря» и был подобен «большому красному дракону» не только «семью головами» и «десятью рогами», но и различными «богохульными именами» (Откр.13:1-3).

(К слову, багряный цвет издревле считался «царским», — а зверь, выходящий из моря, обладает властью буквально над всей землей, сравн. — «…дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем», Откр.13:7)

Кроме того, поскольку жена-блудница чудь далее по тексту представляется «упоенной кровью», багряный цвет носящего ее зверя можно воспринимать как еще одно свидетельств о соединяющей их тайне (тем более, что всякий всадник может называться «всадником» только тогда, когда рассматривается вместе с конем, сравн. – Откр.17:6-7), причем в этом контексте «кровавый» цвет зверя отражает в том числе и его собственную причастность к тому кровопролитию, вина за которое возлагается на «великую блудницу» (при том, что появляется семиголовый зверь из того образного моря, которое при второй трубе отчасти превратилось в кровь, Откр.13:1, Откр.8:8-11; Откр.18:24).

Что касается одежд и украшений восседающей на звере жены-блудницы, — нет сомнений, что ее роскошные одеяния во всех смыслах подобны царским облачениям. Однако с учетом того, что о ее внутренней сущности свидетельствуют не «наружные одежды», но свойственные ей мысли, мотивы и устремления, порождающие самые масштабные беззакония и безграничный духовный блуд, — каждая деталь ее одеяний должна восприниматься не в буквальном смысле, а в проекции на ветхозаветные образы сияющих украшенных тленными ценностями «великих городов». Причем если «Вавилон» как один из таких «образных городов» присутствует в самом именовании «вавилонской блудницы», а пророческие соответствия между женой-блудницей и библейским городом Тир уже отмечались ранее, — то земной Иерусалим присоединяется к собирательному образу «великой вавилонской блудницы» в том числе и через книгу Иезекииля, где в главе 16 описываются «тленные драгоценности Иерусалима», а в главе 23 пророк обличает «украшенных блудниц» Оголу и Оголиву (т.е. Иудею и Самарию).

Более того, именно в образах «великих городов» была прорисована принадлежащая блуднице и наполненная «мерзостями и блудодейством» золотая чаша, о которой свидетельствует Откр.17:4, сравн.:

Бегите из среды Вавилона и спасайте каждый душу свою, чтобы не погибнуть от беззакония его, ибо это время отмщения у Господа, Он воздает ему воздаяние. Вавилон был золотою чашею в руке Господа, опьянявшею всю землю; народы пили из нее вино и безумствовали. Внезапно пал Вавилон и разбился; рыдайте о нем, возьмите бальзама для раны его: может быть, он исцелеет. Врачевали мы Вавилон, но не исцелился; оставьте его, и пойдем каждый в свою землю, потому что приговор о нем достиг до небес и поднялся до облаков (Иер.51:6-9)

(Здесь можно еще раз отметить, что согласно свидетельству Иеремии «золотая чаша Вавилона» наполнена особым вином, которое в точности соответствует «вину нечестия», упомянутому в Ис.5:13-16, и которое приводит «упивающийся народ» сначала в плен, а затем и в преисподнюю)

.

................................................................................................................................................

Спасибо за Вашу поддержку!

Подписаться на канал

Продолжение см. в статье: «И на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным» (Откр.17:5)

Предыдущая статья: Суд на великой блудницей, «сидящей на водах многих» (Откр.17:1-2)

Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (все стихи книги Откровение по порядку, обновляется)

#и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами, Откр.17:3 #И жена облечена была в порфиру и багряницу, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее, Откр.17:4