Я часто встречаюсь с ситуациями, когда мои коллеги, особенно более молодые, боятся назначать препараты для лечения ожирения. Или даже осуждают врачей и пациентов за назначение/прием таковых.
Друзья, давайте рассуждать логически и опираться на существующие исследования и рекомендации. Никто не спорит, что главное в лечении ожирения – это модификация образа жизни, правильное питание, гармонизация своего пищевого поведения, налаживание отношений с едой, физическая активность. Это, безусловно, база, фундамент, без которого эффективная борьба с данным недугом просто невозможна. Похоже, я давно не писала статей про питание и физическую активность (мне скучно писать одно и то же, тем более экспертов в этой области очень много, а мне хочется рассказать то, что известно не всем).
Но я о другом. Дело в том, что ожирение – это хроническое, пожизненное, рецидивирующее заболевание. Люди, имеющие лишний вес, зачастую лучше врачей знают, как нужно питаться и двигаться, чтобы снизить массу тела. Они худеют, затем вновь и вновь набирают килограммы. Ожирение сродни зависимости, только в отличие от других зависимостей, отнять еду у человека невозможно. Можно заместить одну зависимость другой, но в случае еды нужно еще умудриться не уйти в орторексию или чего похлеще ☹️
С другой стороны, ожирение действительно чревато негативными последствиями для здоровья. Мы могли бы его не лечить, признать другие стандарты красоты и оставить людей, их еду и образ жизни в покое, если бы лишние килограммы не приводили к тяжелым заболеваниям, от которых, действительно можно умереть (сахарный диабет 2 типа, сердечно-сосудистые заболевания, некоторые виды рака и т.д.).
Именно поэтому мы, врачи, стремимся помочь пациентам, и добавляем к обязательному «изменению образа жизни» дополнительные инструменты: работу с психологом, лекарства для снижения массы тела, бариатрию. Вы можете назвать это костылями, но я называю это инструментами. Если мы не справляемся одним инструментом (питание, активность), мы добавляем второй.
Если человек не может похудеть самостоятельно, мы в дополнение к модификации образа жизни назначаем фармакотерапию при ИМТ > 30 или, при наличии осложнений ожирения, при ИМТ > 27. Назначать лекарства БЕЗ, ВМЕСТО или ДО изменения образа жизни НЕВЕРНО. НЕ назначать при наличии показаний - неэффективно.
Теперь про страх.
Основные опасения в отношении лекарств для снижения массы тела касаются, как правило, сибутрамина. В этом есть логика, т.к. у него, действительно, больше противопоказаний, особенно со стороны сердечно-сосудистой системы. Однако для ряда пациентов это очень неплохой вариант, особенно учитывая его финансовую доступность.
Итак, если вы боитесь, но хотите назначит Голдлайн плюс (сибутрамин), я предлагаю:
- Внимательно прочитать инструкцию, в т.ч., противопоказания. Только не обращайте внимание на гипотиреоз как «причину органического ожирения», мы с вами знаем, что это не так.
- Обследуйте пациента на предмет наличия противопоказаний. Это не сложно, как правило, достаточно хорошо собрать анамнез, измерить АД и ЧСС и отпустить на недельку домой для ежедневного контроля давления и пульса. Заодно пусть дневник питания напишет, это вдвойне полезно.
- Если у вас остаются сомнения в безопасности назначения сибутрамина, отправьте к кардиологу с конкретным запросом о возможности назначения данного препарата.
- Если вы назначили пациенту Голдлайн плюс (сибутрамин), впрочем, как и любое другое лекарственное средство, оставьте ему свои контакты. Предупредите его о необходимости контроля давления и пульса не реже чем раз в 2 недели или чаще при ухудшении самочувствия, а также о том, чтобы он связался с вами в случае нежелательных явлений. Это придаст спокойствия и вам, и ему.