По прогнозам правительства доля рынка электромобилей к 2030-му должна была увеличиться c 0,04% до 15%. Санкции отсрочили этот момент на 5–7 лет. Как теперь будет развиваться отрасль?
Об эксперте: Игорь Епанешников, руководитель аналитического центра red_mad_robot.
Ситуация на рынке сегодня
К 2021 году количество электромобилей в мире достигло 16,5 млн. Результаты за 2022-й пока не подсчитаны, но ожидается, что к концу года их стало около 27 млн. Автопроизводители активно объявляли о скорой полной замене авто на ДВС в пользу электрокаров: VW, BMW, Mercedes, Toyota, предлагали клиентам новые функции и расширяли модельный ряд.
В августе 2021 года правительство утвердило концепцию по развитию производства и использования электрического автотранспорта до 2030 года. Согласно ей, к этому времени электрокары должны занять до 15% российского автомобильного рынка.
План рассчитывали реализовать в три этапа.
- До 2023 года. Пилотное производство электрокаров и освоение производства зарядных станций.
- До 2025 года. Расширение модельного ряда электромобилей и локализация его комплектующих.
- До 2030 года. Наращивание объема выпуска электротранспорта и полная локализация производства.
События 2022 года перенесли сроки и внесли коррективы в способы реализации проекта. Акцент сместился на локализацию производства электромобилей при активной поддержке государства.
- Компания «Рэнера» (дочерняя компания «Росатома») планирует производить литий-ионные ячейки и полноценные аккумуляторные батареи для электрокаров на новом заводе в Калининградской области. Заработать он должен в 2025 году. Первые образцы уже выпущены, а полностью завершить процесс локализации планируется к 2030 году.
- КамАЗ и власти Москвы инвестируют ₽5 млрд в развитие завода «Москвич» (ранее — «Рено Россия»). Там планируют выпускать электромобили на базе разработок стартапа «Кама», который в августе 2022 года открыл офис в Китае.
Продажи новых автомобилей в России рухнули по сравнению с 2021 годом: в период с января по ноябрь 2022 в стране продано на 58,8% меньше, чем за 11 месяцев прошлого года. Производство также затруднено из-за санкций и нехватки комплектующих.
Поэтому реальность расходится с планами, хотя электрокары проектируют несколько предприятий — автозавод «КамАЗ», военный завод «Алмаз-Антей», концерн «Калашников». Исключение — автозавод ГАЗ, который уже поставил на конвейер сразу несколько модификаций электрической «Газели». Но это не легковой, а коммерческий транспорт. Сегодня в России есть один серийно выпускаемый автомобиль — Evolute.
Барьеры развития и помощь Китая
Развитие российского рынка электромобилей также блокируют высокие цены на комплектующие, недостатки инфраструктуры и отсутствие профессионального сервиса. В конце июля 2022 года по всей стране насчитывалось всего около 1600 зарядных станций для электрокаров — преимущественно в крупных городах.
Закономерным сейчас кажется сотрудничество с Китаем — он лидер по экспорту электромобилей. В 2022 году в стране продали 3,5 млн электрокаров — это больше, чем во всем остальном мире. Кроме того, в Китае находятся четыре из десяти крупнейших мировых производителей аккумуляторов.
Прогнозы развития
Несмотря на то, что в России нет массового рынка электромобилей и недостаточно зарядок для них, интерес россиян и продажи электрокаров растут. По данным «Автостата», в 2021 году в стране было продано 9070 подержанных электромобилей, а это на 69% больше, чем в 2020-м. А в феврале 2022 года россияне приобрели в 3,8 раза больше электромобилей, чем годом ранее.
До 2022-го бывшие в употреблении электрокары не облагались пошлиной — сегодня она составляет 15%, но все равно существенно меньше, чем на авто с ДВС (здесь около 50%). Поэтому спрос на подержанные электромобили пока выше спроса на новые.
В то же время государство активно поддерживает выпуск экологичного транспорта и готово выделять субсидии на его покупку. Минпромторг запустил программу поддержки спроса на российские машины со скидкой на электромобили в 35%. Сейчас под скидку попадает только Evolute, презентованный в 2022 году, — это модификация китайского Dongfeng, который будут собирать на липецком заводе «Моторинвест». Государство субсидирует ₽925 тыс. на покупку электромобиля.
Основная задача государства сейчас — работать в связке с частным бизнесом для привлечения инвестиций в отрасль, чтобы впоследствии локализовать выпуск электрокаров в России.
Если говорить о возможных событиях рынка, то сейчас льготы и преференции для электрокаров действуют в разных странах. Но как только количество электрокаров превысит критическую массу автопарка страны или мегаполиса, то они станут упраздняться. В результате это может привести к превышению налогов на электромобили в сравнении с налогами и сборами на ДВС сейчас.
Однако, пока они действуют, будущее с электромобилями представляется неизбежным: в Европе это может случиться к 2035–2045 гг. В России позднее — 2050–2060 гг.