Персеверация (лат. persevezo — упорно держаться) — склонность застревать на идее, теме, высказывании, движении, эмоции. Суть персеверации — в недостаточности контроля за своей познавательной деятельностью и поведением, в неуместности повторения одного и того же в социальном контексте.
Игнорировать персеверации совсем не получится. Если ребенок очно учится в садике или школе, то родителям выскажут не раз, что:
- их ребенок говорит, понимает и делает что-то не так, как требуют и ожидают воспитатели и учителя,
- ребенок сам создает проблемы на ровном месте;
- ребенок непонятливый, бестолковый (все понимают как надо и только он чудит) и так далее.
При неблагоприятном стечении обстоятельств (авторитарные и равнодушные педагоги, жесткие требования в семье, поиск виноватых) персеверации могут привести к вторичным психическим расстройствам и неврозам. Например, может развиться невроз навязчивых идей (ОКР).
Самые известные проявления персеверации при РАС — это эхолалии (повторяемые обрывки чужой речи). Эхолалии хорошо описаны в литературе, их легко засечь.
Но персеверация не обязательно бывает высказанной. Это может быть идея, к которой человек возвращается снова и снова и не всегда говорит о ней вслух. При сравнительно «мягком» течении РАС застревание ребенка на идеях, темах и частных обстоятельствах взрослые часто списывают на темперамент, любознательность, усталость, детский возраст. К тому же, родители постепенно привыкают к странностям своих детей, научаются их игнорировать или сглаживать. Приведу несколько примеров персевераций из жизни старшего сына с РАС.
Пример 1. Только этот мультик. Сын в раннем возрасте требовал показывать одни и те же мультики. Застревал на чем-то одном, отрабатывал в мозгу этот материал за 1-2 месяца повторов и переключался на другой. При этом признавал ограниченные типы анимации. Многие мультики моего детства отвергал сходу — не так нарисованы и все тут. Хотя о какой искушенности может идти речь, когда ребенку меньше двух лет?! Такого, чтобы «ах, новинка, скорее включай, конечно, смотрю» — не было. Потом он также зависал на каналах одних и тех же блогеров. Несколько лет смотрел только каналы тех блогеров, которые ему показал папа. Больше ему не требовалось.
Благодаря хорошей памяти, частым беседам с нами (родителями), вечернему чтению и использованию методики медленного чтения к 6 годам у сына пошло постепенное формирование критического мышления. У него развился вкус к контенту определенного качества. Он уже давно сам фильтрует свой контент, исходя из своих специнтересов.
Пример 2. Пойду — не пойду. В детсадовском возрасте сын часто истерил на тему планов взрослых куда-то сходить. Была у него такая идея: «он тоже пойдет с папой».
«Папа» — это было его первое осознанное слово. Наш папа каждый день куда-то надолго уходил и неведомо откуда возвращался (работал). Папа часто возвращался домой не с пустыми руками (с продуктами, посылками, лекарствами, игрушками). А мама — всегда понятно где (рядом). На этом фоне сына заклинило на идее уходить куда-то с папой. Это я так пытаюсь подвести логические основания его поведению, а что на самом деле творилось в голове у сына в том возрасте уже не выяснишь.
Оставление дома сын часто воспринимал как наказание и закатывал истерику. Но собраться и выйти из дома с папой или бабушкой, как правило, быстро и спокойно не мог. Его как будто разрывали изнутри две противоположные силы: выйти или не выйти, что страшнее. Мы не могли понять в чем дело. Приходилось решать: брать ребенка или оставлять дома. Часто папа, не выдержав, выходил за дверь, но услышав истошный вой возвращался: «Ну жду я, жду. Тут я». А бывало и так, что уходил совсем, видя что самоконтроль в этот раз у сына совсем испарился: «Нет! С таким поведением я тебя не возьму!».
Куда бы сын с папой ни уходили вместе, адекватно там вести себя сын не мог. Необходимо было, чтобы за ним присматривали сразу двое взрослых. Именно так он посещал магазины, аптеки, поликлиники и клиники. Одна я с ним сладить могла только в квартире и во дворе.
И длилось это странное поведение у сына очень долго, включительно по второй класс. В школьный период оно трансформировалось в проблему выхода в школу: «А-а-а...Надо успеть...А-а-а...Я уже опоздал...А-а-а...Что я учительнице скажу? Опять будут ругать за опоздание...А-а-а...Не пойду в школу!». Каждое утро я тратила около 10-15 минут на мучительные сборы-проводы старшего сына на лестничную площадку. Как только за ним закрывалась дверь квартиры, — он шел в школу.
К середине начальной школы истерическая реакция на уход взрослого из дома без него у сына сошла на нет. К 10 годам (о, как же долго он к этому шел!) он стал способен внять нашим доводам, остаться дома и удовлетвориться заказом того, что ему необходимо. Но интерес к цели выхода из дома остался, стал осознанным рефлексом. С началом пубертата пропала и истерика из-за выхода в школу: он сменил школу (как-то так совпало). Даже не верится, что вот это все закончилось.
Пример 3. Нет, он должен быть! В 6 лет сын закатил истерику в мой день рождения, потому что хотел сделать мне подарок, но не сделал. И мои объяснения, что подарок мне не важен, важно, что он помнит обо мне, его не успокаивали. Было трудно перенаправить его мысль в другое русло, он твердил одно и то же. Успокоили его с трудом.
Теперь каждый год он заранее приходит с заготовленным подарком: «Если я тебе вот это подарю — тебе понравится?». И спокойно дарит в день рождения то, что я уже видела и одобрила, требуя подтверждения моей радости.
Пример 4. Странная профессия. В возрасте 6-7 лет у старшего сына была навязчивая идея, что когда он вырастет, то будет работать дегустатором собачьего корма. Эта профессия входит в топ самых странных профессий на свете. Из уст ребенка с сильной пищевой избирательностью она звучала откровенно бредово. Мы просто ее игнорировали (не напоминали, хочешь — ну и ладно). Через год он о своей идее забыл, как забыл и о многом другом из периода первого класса.
Пример 5. Пробовать только этот сорт. У старшего сына сильно выражена пищевая избирательность. В частности, он не ест фрукты. Но однажды, еще в дошкольном возрасте, он услышал в гипермаркете рекламу сорта яблок «Granny Smith» и стал возвращаться к идее попробовать этот сорт. Даже статью в интернете о них почитал. Мы, конечно, купили, особо ни на что не надеясь.
С тех пор сын стал есть яблоки хотя бы этого сорта. Когда психиатр его спросил, а почему именно этот сорт, почему и другие сорта не попробовать, другие фрукты, внятного ответа сын дать не смог. Вот, он услышал рекламу и все. На другую рекламу он почему-то так не реагирует.
Пример 6. Хочу туда, не зная почему. В 10 лет сына заклинило на том, что он хочет посетить музей мыла в Шуе. Почему именно мыла, почему именно Шуя, он так и не смог нам объяснить. И реальных действий по реализации своей идеи, как выяснилось позже, не предпринял.
Шуя — это город через одну область от нас. Мы никогда там не были, родственников там нет. Муж согласился на поездку при условии, что сын сам организует посещение этого музея. Сын бродил на сайтах, связанных с Шуей, и уверял, что все он знает, все он видел и ни к чему ему что-то напоминать. И вот, приехали они с папой, бабушкой и средним братом в Шую, дошли до музея, а он закрыт! А на дверях написано, что посещения только по записи и указан номер телефона!
— Ты на сайте музея условия посещения смотрел? — спрашивает у сына папа.
— А у музея есть сайт? — отвечает ему он.
Немая сцена.
Муж тут же в смартфоне убеждается, что сайт у музея есть. Ругаться он не стал: лучше от этого никому не станет! Но сказал, что в следующий раз даст сыну шанс организовать поездку в 18 лет, а сам приехал в Шую, чтобы по городу прогуляться, а не за мылом. И повел детей смотреть город, а заодно сознание и кругозор старшего сына расширять, чтобы тот обращал внимание на окружающий мир.
Они побывали в Шуйском историко-художественном и мемориальном музее имени М. В. Фрунзе и зашли в Литературно-краеведческий музей Константина Бальмонта.
Также они посетили ряд городских достопримечательностей и фестиваль «Русское Рождество».
Сын (по примеру папы) увлекся фотографированием окрестностей. Даже купил себе книгу стихов в музее К. Бальмонта и поинтересовался генеалогическим древом поэта. Потом в школе задали выучить какое-то стихотворение именно этого автора. Надеюсь, сын вынесет из этой истории урок.
Пример 7. Бессмысленное соревнование. Мой старший сын застрял на идее сделать генеалогическое древо (увидел у меня в личном кабинете). За несколько месяцев нашел более 120 персоналий, вышел на дальних родственников и по выходным звонит им. Настырность его в этом вопросе поражает. Только приблизившись к сотне он начал задумываться: зачем ему это надо, кому он будет это древо показывать, что оно ему даст. Я пошутила, что он раскроет все семейные тайны, и он ухватился за эту идею. Можно сказать, что постепенно у него сформировалось полезное, осмысленное хобби. С его памятью, дотошностью и интересом к деталям он в будущем может стать краеведом, если захочет.
Резюме. Персеверации встречаются не только у людей с психическими расстройствами, но и у психически здоровых людей:
1) переутомившихся или переволновавшихся («Что это я круги вокруг нарезаю как загнанный зверь? Пора остановиться»);
2) флегматиков, меланхоликов и интровертов (у них тоже инертная нервная система, но переключается она на нужную модель поведения без патологий). Благодаря способности упорно и кропотливо трудиться представители этих темпераментов могут постепенно выстроить из своей персеверации шедевр. Например, художника Александра Иванова так поразила идея, почерпнутая из религиозного текста, что он потратил двадцать лет на ее выражение посредством картины, ставшей центральной в его творчестве. Несмотря на увлеченность идеей он все-таки смог отвлечься, нарисовать что-то еще, попроще, чтобы обеспечить себе заработок и завершить свой шедевр «Явление Христа народу».
В отличие от психически здоровых интровертов нервная система детей с РАС патологически инертная, чересчур статичная и негибкая. Ее трудно переключить, расшевелить в нужном направлении. Трудно, но не невозможно.
Насторожить должны: длительность фиксации на идее, действии или фразе, ее странность/необычность, отсутствие логической аргументации, понятной мотивации, игнорирование разумных доводов окружающих, частые социальные недоразумения.