У каждой организации, планирующей долгосрочное и эффективное развитие, в список приоритетных задач обязательно входит пункт, указывающий на необходимость оптимизировать существующие логистические цепочки. Речь в первую очередь идет о построении коммуникации с внешними поставщиками, поскольку от этого напрямую зависит наличие достаточного товарного или сырьевого запаса, используемого в основной деятельности предприятия.
Оперативное руководство не только обеспечивает конкурентное преимущество, но и позволяет сократить сопутствующие издержки. Как поставить на поток процесс управления цепями поставок, какие виды, функции и элементы систем планирования выделяют в логистике, и в чем сущность оптимизации уровней схемы транспортировки продуктов, имеющих стратегическое значение для бизнеса? Разберемся в статье.
Общее представление
Рассматриваемая структура объединяет всех посредников и поставщиков, участвующих в цикле товародвижения между производителем и конечным потребителем. В случае с каждой отдельно взятой номенклатурной позицией этот перечень может отличаться, включая в себя большее или меньшее количество субъектов рынка. Это обусловливает необходимость проработки алгоритмов и привлечения к работе менеджеров, отвечающих за управление процессом. Помимо перевозки, в перечень задач также можно включить вопросы, связанные с организацией хранения и внутреннего перемещения, обеспечением необходимого инвентаря и т. д.
Для чего нужна управленческая схема
Система управления логистическими цепочками поставок (УЦП) — это основа развития компании. Выбранный подход определяет эффективность внедренных бизнес-процессов, оказывающих непосредственное влияние на итоговую рентабельность осуществляемой деятельности. Используя актуальные стратегии и применяя грамотные инструменты контроля, фирма получает целый ряд преимуществ, в числе которых:
- Развитие клиентского сервиса и повышение качества услуг.
- Сокращение сопутствующих издержек, связанных с транспортировкой и хранением.
- Оптимизация производительности и рост финансовых показателей.
- Уменьшение прямых, косвенных, постоянных и производственных затрат.
- Соблюдение договорных обязательств и выполнение планов.
- Обеспечение достаточного запаса товаров и расходных материалов.
Концепция управления цепями поставок определяет методы, позволяющие компании успешно работать в условиях нестабильного экономического рынка, справляться с ростом потребительского спроса и соответствовать регулярно обновляемым и ужесточаемым требованиям, связанным как с законодательным регулированием, так и с растущей конкуренцией. Выстроенная система помогает избежать критичных ситуаций и создать условия для бесперебойной работы производственного или торгового предприятия. Эффективная логистика положительно сказывается на репутации, свидетельствуя об ответственном и грамотном подходе к построению бизнеса, и в итоге способствует росту рентабельности, что является ключевой целью собственников и инвесторов.
Определение расширенной цепи поставок
В этом случае речь идет об увеличении числа структурных элементов — к общему перечню добавляются не только непосредственные партнеры и номенклатурные позиции, напрямую участвующие в процессах товародвижения, но и дополнительные звенья. В качестве примера можно привести дистрибьюторов и производителей, отгружающих продукцию компаниям, у которых в дальнейшем осуществляется закупка, или же клиентов, приобретающих товар у контрагентов фирмы.
Участники рынка, с которыми не ведется прямое сотрудничество, традиционно определяются как поставщики второго или третьего уровня. Многие предприятия стремятся максимально подробно детализировать существующие цепи поставок в логистике — это характерно в первую очередь для менеджеров и управленцев, которые хотят понимать природу ценообразования закупаемой продукции, и ищут возможности для снижения текущей себестоимости.
Практика показывает, что чем активнее заинтересованные стороны обмениваются информацией — тем результативнее для них оказывается сотрудничество, поскольку возможные перебои и задержки выявляются еще до того, как отсутствие своевременного поступления товара или сырья сможет оказать влияние на конечного потребителя. Стоит также отметить, что в некоторых случаях выход на производителя или прямого поставщика позволяет сократить общее число контрагентов, и, как следствие, снизить входящие цены по отдельным позициям.
Основные цели организации цепей поставок
Важность оптимизации логистических процессов уже давно не является секретом для успешных руководителей, уделяющих повышенное внимание вопросам формирования эффективной и отказоустойчивой системы. Финансовые издержки, возникающие как в рамках плановой закупки и хранения, так и в результате срывов запланированных поступлений, относятся к числу наиболее значимых расходных статей для большинства предприятий.
Объективная оценка и своевременное внесение в существующую схему корректировок, призванных устранить выявленные пробелы, способствуют повышению лояльности клиентов и контрагентов. В итоге компания постепенно наращивает репутацию ответственного и надежного партнера, что, в свою очередь, открывает варианты для сотрудничества с новыми, более крупными субъектами рынка. И, разумеется, не стоит забывать о том, что управление логистикой, складированием и цепями поставок товара в бизнесе — это процесс, благодаря которому становится возможным сокращение сопутствующих затрат.
Синхронизация ключевых циклов позволяет избежать чрезмерного затаривания или опустошения склада, помогает поддерживать оптимальную оборачиваемость запасов и исключает ненужные расходы, в том числе связанные с падением продаж и уходом клиентов, недовольных качеством предлагаемого сервиса.
Общие принципы построения системы
УЦП требует конструктивных взаимоотношений между всеми субъектами, так или иначе задействованными в товародвижении по конкретному товарному наименованию или оказываемой услуге.