Впервые решение о создании залоговых аукционов было высказано в разгар весны 1995 г. их идейным вдохновителем Владимиром Потаниным. Именно он предложил правительству кредит консорциума российских банков в несколько триллионов рублей под залог акций богатейших предприятий. Обоснованием проекта служило опасение, что они могут попасть в руки иностранцев.
Личность В. Потанина
Этот тогда еще очень молодой человек был тесно связан с государственными структурами и оказывал на них большое влияние. В числе его заслуг числились диплом МГИМО, служба в ориентированном на Запад объединении «Союзхимэкспорт» и членство в партии.
- Большое содействие ему оказывало влияние отца, который долго был сотрудником Министерства внешнеэкономических связей. Сын также одно время трудился в международном банке, где и приобрел солидные знакомства.
Важно! Используя их, уже в 29 лет он возглавил ориентированную на Запад ассоциацию «Интеррос». Такой шаг позволил ему еще глубже проникнуть в мир коммерции.
Миллиардный капитал Потанина начал складываться тогда, когда он вошел в руководство акционерного общества «Микродин», затем ОНЭКСИМбанка и «Международной финансовой компании».
Сомнительные начинания
По поводу залоговых аукционов с самого начала было ясно, что государство не способно возвратить заем к назначенному сроку и тогда акции поступят к кредиторам.
Причем операция проводилась вразрез с законодательством России, прописанным в Гражданском кодексе. Согласно его букве, долговое имущество можно было пустить на торги, а не завладевать им. Для того, чтобы обойти нормативы, был составлен договор о преимущественном праве победителя аукциона на продажу акций.
- Подобная система способствовала передаче в частные руки «ЛУКОЙЛа», Новолипецкого металлургического комбината, «Норильского никеля», «Сибнефти», «Сургутнефтегаза» и многих других крупных предприятий.
Являвшийся правой рукой Владимира Потанина скандально известный М. Ходорковский, в то время стал владельцем почти половины акций «ЮКОСа». Одна из самых крупных нефтяных компаний страны обошлась ему всего в полторы сотни миллионов долларов.
Итоги аферы
С юридической точки зрения происходило разграбление страны. Если следовать актам Гражданского кодекса, то все эти действия подлежали отмене. Под залог двенадцати пакетов акций выдавали 650 миллионов долларов и Минфин сразу же переводил средства в банк держателя залога. Именно их потом и выдавали якобы в кредит. Финансовые учреждения сами участвовали в проводимой афере. Вырученные средства за счет аукциона деньги опять попадали в ту же организацию.
Обратите внимание! В результате государство само себе вручало займы, а банкам под залог отдавало собственные пакеты акций крупнейших предприятий.
Стране и населению был нанесен беспрецедентный ущерб. Залоговые аукционы лишили доверия любое коммерческое начинание и поставили под сомнение существование рыночной экономики в целом. Более того, юридическая неправомочность проводимых операций в глазах народа автоматически ставила под подозрение любого состоятельного человека. Поэтому те, кто заработали капитал своими усилиями, в глазах людей все равно часто становились объектами презрения.
- Это интересно! Совсем недавно, Владимир Потанин, автор залоговых аукционов и отец отъема предприятий у государства, дал удивительное интервью, в котором на белом глазу, сказал: «Не надо конфискаций, не надо национализации».
Далее он продолжил: «Конфискация является скрытой или явной формой воровства. Это разрушает инвестиционный климат той юрисдикции, в которой это происходит».
Видно, олигарх сильно переживает, что в процессе конфискации имущества зарубежных предприятий, ушедших из России, национализация в итоге коснется и его активов, которые он успешно «прихватизировал» во времена дикой «прихватизации».