Мы много говорим о смысловой нагрузке садов, об их стилистике, символике. И невольно обращаемся к тем элементам, которые становятся общепринятыми символами того или иного сада. По кипарисам мы без проблем узнаем средиземноморский сад, японский – по бонсаи. В этом ряду рано или поздно возникает и русский сад, а следовательно, и вопрос: что же можно назвать его растительным символом? Я задавал этот вопрос многим людям и пусть не сразу, а после некоторых раздумий, почти все называли яблоню.
И действительно, наверное, нет дерева более нашему саду близкого, причём вне зависимости от исторической эпохи (одинаково популярна яблоня и в советских, и в старых монастырских садах) или сословия, к которому владелец сего участка принадлежит (росла она и в саду крестьянина, и в саду барина). Причём большинство людей, называющих это растение в качестве символа русского сада, имеют в виду не просто яблоню, а старое раскидистое дерево с корявым стволом и свисающими от тяжести яблок до земли ветвями.
Это действительно очень выразительное дерево, красоту которого у нас многие недооценивают, выращивая его исключительно как источник плодов (с обилием которых, кстати, сами потом и борются).
Красота старой яблони
С возрастом яблоня приобретает очень живописный рисунок ветвей и необычную изогнутость ствола. Такое возможно только с теми растениями, которые растут медленно и живут долго. Яблоня именно такова. Если бы это был быстрорастущий вид, мы в конечном итоге увидели бы что угодно: от взметающихся ввысь побегов до отвесно плакучих ветвей, но однозначно не такую живописную архитектонику. И эта форма сама по себе достойна кисти живописца.
Но помимо неё есть ещё и безумное буйство весеннего цветения, и щедрое обилие плодов, окраска которых в зависимости от сорта может быть самой разнообразной. Необыкновенно красиво выглядит яблоня и когда зима набрасывает на её раскидистую зонтиковидную крону снежное покрывало.
У таких взрослых растений интересна и кора. И если эффектной формой кроны мы можем любоваться со стороны, то кора – это как раз то, что привлекает нас, когда мы сидим под любимой родительской яблоней. Мы даже можем провести по ней рукой, вспоминая, какой гладкой и нежной она была, когда в детстве мы сидели на этом же самом месте. И кора, особенно покрытая мхами и лишайниками, – это главное свидетельство возраста.
Рискую накликать на себя гнев фанатичных плодоводов, говорящих и пишущих о вреде мха, лишайника и вообще отслаивающихся пластинок коры, но ничего не могу с собой сделать. Не могу позволить себе надеть жёсткую рукавицу и просто вот так свести на нет то, что создавалось десятилетиями…
Мы считаем яблоню символом русского сада, но справедливости ради надо заметить, что её стилистическая пластичность очень и очень велика. И это не только русский сад, в котором она символизирует, конечно же, рай на земле. Она вполне может стать и сакурой, вокруг которой разбит каменистый сад, или, к примеру, прекрасным фоном для английского миксбордера.
Но конечно, всем нам ближе использование этого дерева в его истинной ипостаси. Ведь большинству из нас так знакомы и дороги воспоминания о выносимом под цветущие или плодоносящие яблони столе, а иногда и самоваре, и последующих многочасовых семейных чаепитиях с разговорами о прошлом, мечтами о будущем. Причём в самом русском саду её стилистика также довольно пластична.
Существует не так уж много растений, которые будут одинаково эффектны и у дома с колоннами, и у покосившейся бревенчатой избушки. А с яблоней именно так. Вот почему она подходит на роль семейного, родового дерева практически для каждой семьи. Посадить яблоню с рождением ребёнка – это очень здорово. Наверное, есть определённый смысл в посадке такого дерева и после смерти близкого человека.
У большинства из нас на участке растут яблони, причём нередко довольно старые. И чаще всего это не одно дерево, а заросший сад. Надо заметить, что яблоневый сад мы воспринимаем несколько по-иному, чем одиночные яблони: цельно и практически не вычленяя отдельные деревья. Садом значительно сложнее любоваться со стороны. Всегда хочется войти в него и насладиться именно присутствием в нём. А вот отдельной яблоней – наоборот. Значит, и поступать мы должны исключительно в соответствии с этими своими пожеланиями.
Яблоневый сад в дачном ландшафте
Если это старый плодовый сад, то имеет смысл обыграть его изнутри, разместив место отдыха под его кронами. А если это одиночное дерево, то можно обыграть его фон, при необходимости дать какую-либо подбивку снизу и найти оптимальную точку для любования всем созданным, но уже со стороны. И в первом, и во втором случае есть некоторые тонкости.
Если мы находимся внутри сада, то не можем оценить по достоинству форму кроны, но зато особенно явственно видим расположение ветвей, текстуру коры. Значит, именно стволы мы и должны подчеркнуть.
Стоит осторожнее относиться к подсадкам под яблоню. Ими можно полностью заглушить всю красоту стволов и оставить над собой только яблоневую «крышу». Крупные кустарники, которыми вы хотите ограничить и сделать более уютным место своего отдыха в саду, посадите за стволами — так, чтобы они стали фоном, а не перед ними, иначе они их закроют.
Что значит крупные? Ну если вы сидите в саду, то крупным для вас будет уже всё то, что выше 1,2 – 1,5 метра. А вот мелкие кустарники и многолетники можно как раз посадить перед стволом на фоне ранее высаженных крупных кустарников.
Присмотритесь к стволам своих яблонь: светлые они или тёмные, какую текстуру они имеют — и в зависимости от этого подберите виды кустарников для фона. Лимитирующим фактором в выборе растений под яблони будет только тень. Никакие другие факторы (сухость — как под берёзами, кислая среда — как под соснами, и так далее) здесь определяющими не являются. А уж теневых культур у нас предостаточно. Правда, будьте готовы к тому, что урожай собирать станет сложнее, а падающие плоды и вовсе могут повредить слишком хрупкие растения.
Приходится считаться и с тем, что такие сады, оставшиеся нам в наследство, – это чаще всего рядовая посадка деревьев. Как «разбить» эти ряды? Дело в том, что чувствуем мы их только по одному признаку – по расположенным в ряд точкам соприкосновения ствола и земли. По кронам, находясь в саду, мы этого не замечаем, так как не видим их. По стволам в результате их кривизны – тоже. А вот по точкам…
Ещё из школьного курса геометрии известно, что две точки на плоскости задают прямую, а уж если таких точек несколько и в ряд, то прямая просто бросается в глаза. Чтобы зрительно разбить её, мы должны ослабить действие некоторых точек. Сделать это можно, если по-разному заполнить приствольные круги у разных деревьев.
Так, если какое-то дерево останется, как и было, открытым на газоне, а другое будет подбито многолетниками или невысокими кустарниками, то у второго точка соединения ствола и основания будет автоматически поднята по сравнению с первым, таким образом прямая будет разрушена. Аналогично можно поступить и с другими точками, играя с высотой подбивки и её цветовым решением. В результате прямизна ряда просто перестаёт восприниматься.
Одиночная яблоня: что стоит и чего не стоит делать
Свои тонкости есть и у оформления взрослого — с его необыкновенно красивой структурой — яблоневого дерева, которым мы любуемся со стороны.
Причём здесь играет роль буквально всё: и форма кроны, и извилистость стволов, и рисунок ветвей. В совокупности все эти признаки работают не так, как каждый из них в отдельности. Нарушение восприятия одного из них может свести всё впечатление на нет.
Попробуйте провести эксперимент: возьмите изображение красивой раскидистой яблони и белым листом бумаги просто прикройте нижнюю часть ствола хотя бы до половины. Вы отчётливо увидите, как изменится эффект от растения, причём не в лучшую сторону. То же самое произойдёт и в случае, если в роли «листа бумаги» выступит какой-нибудь кустарник, которым вы из благих побуждений решите «подбить» свою яблоню.
Если возникло такое желание – сажайте невысокие растения, не закрывающие ствол. А уж если высокие, то включайте их в состав общей композиции, но в стороне от ствола.
Обратите внимание и на форму кроны высаживаемого в подбивку растения. Всегда бывает несколько странно, когда под взрослую яблоню с раскидистой, практически зонтичной формой кроны высаживается вертикальное — например, хвойное — растение. Вертикаль вообще трудно себе представить подчинённой зонту. Вот наоборот – это вполне логично. Первый же случай, на мой взгляд, возможен лишь тогда, когда мы не видим кроны яблони целиком, а любуемся только картинкой под ней. Например, такая ситуация возникает в случае, который мы разбирали перед этим — то есть, когда мы находимся в плодовом саду.
Когда они уходят...
Неизбежно наступает момент, когда и эти яблони начинают умирать. Я знаю людей, у которых сады или отдельные яблони уже давно не плодоносят. Но у них не поднимается рука рубить их. И не потому, что они необыкновенно красивы, а во многом потому, что это память. Память о родителях, о бабушке с дедушкой, о собственном детстве… да мало ли о чём.
Эти яблони были свидетелями семейных событий, ими любовались, вместе с ними радовались весне и грустили осенью. И теперь так вот взять и вырубить? Ведь это уже не просто древесина.
Тем, кто всё-таки по каким то причинам вынужден проститься со старым садом, советую оставить хотя бы одно дерево. И вы увидите, какие метаморфозы с ним произойдут. Это похоже на мистику, но оно возьмёт на себя энергетику всех уходящих деревьев, сконцентрирует её на себе. Станет ядром сада, к которому вы не раз будете подходить, сожалея о вырубленных деревьях. А оно будет лечить вас.
Когда-то, конечно, своей смертью умрёт и оно. Увы, как многие другие растения, яблони посадкой на пень не восстанавливаются. Было бы так – мы бы, не дожидаясь, жёстко обрезали её задолго до угасания, омолодив тем самым и удлинив срок её жизни, а с ним и свой. Но увы.
Однако иногда имеет смысл сохранить даже корягу от мёртвого дерева. Древесина яблони довольно долго не гниёт, она очень прочна (это знают все, кто хоть раз пилил в саду яблоню, вишню…). Она особенно долго простоит, если её очистить от коры. Но обыгрывая такую корягу, будьте осторожны. Она не должна стать диссонансом. Всё-таки это мёртвое дерево, а значит – контраст всему нарождающемуся и уже живущему в вашем саду. И контраст этот не всегда к месту.
К примеру, если это яблоневый ствол, изогнувшийся на земле и обрамляющий посадки многолетников, с прорастающими между ним папоротниками и подлезающими под него почвопокровными, – это выглядит довольно естественно. А вот голые, очищенные от коры, торчащие вверх стволы с обрезанной сверху кроной, увитые какой-то лианой-летником, – очень спорное решение. Наверное, в данном случае ствол нужно декорировать так, чтобы ощущение мёртвого дерева уходило, а не подчёркивалось, как происходит в приведённом примере.
Если по оставленным стволам пустить многолетние древесные лианы, которые, вырастая, начнут виться друг по другу и со временем свисать зонтом, – это будет более интересный вариант. Можно добавить и отвлекающие элементы, например, кормушку для птиц или висящий фонарь в стиле участка.
Старые яблони способны помочь в создании сада любого стиля, не только такого классического «дачного», о котором говорилось выше. Как элемент садового дизайна старые деревья нейтральны. Все зависит от того, как вы с ними поступите. В качестве аксессуаров могут появиться и цепи, и канаты, и плетёные изделия из лозы. Даже подпорки под обремененные плодами ветви могут быть решены очень по-разному и стать настоящим произведением искусства.
Александр Сапелин
Читайте также:
Автор статьи: VestnikCvetovoda