Найти в Дзене
СПЕКТР АУТИЗМА

Социальные истории

Дети с аутизмом особо неподвержены обучению через имитацию, поэтому они часто оказываются в растерянности перед новыми и незнакомыми ситуациями. Также аутичные дети испытывают сложности в навыках обобщения: единичный приобретенный поведенческий опыт не помогает перенести его на схожие моменты. От сюда следуют частые эмоциональные срывы у детей с РАС, если их дислоцируют в неизведанную социальную обстановку.

Однако большинство детей в спектре вполне обучаемы новым навыкам. Это не всегда легко и просто дается, главное, четко структурировать к этому шаги и набраться терпения.

Социальные истории - это визуальный метод для подготовки детей к новой, неизвестной и сложной обстановке.

Данный метод появился впервые и благодаря учителю Кэрол Грей в 1990 году, практикуя идею социальных историй для помощи в адаптации своим ученикам с расстройствами аутистического спектра. В течение нескольких последующих десятилетий она совершенствовала эту систему и подход, запатентовав как методику.

С того времени много исследователей изучали эффективность применения социальных историй. Большинство из них сочли этот подход полезным,а другие получили неоднозначные результаты. Соц истории могут быть полезны только тогда, когда пользователи вовлечены, заинтересованы, способны понимать и действовать в соответствии с материалом.

Если рассматривать в общем смысле, то социальная история - это короткий рассказ с картинками, призывающий помогать любому человеку с РАС для ориентирования в обыденной жизни с ее гранями.

Согласно Кэрол Грей, перечислим некоторые требования к социальной истории:

1. Описывайте точную информацию в наглядной манере.

2. Изучите своего подопечного и его отношение к описываемому навыку или ситуации.

3. Включите название, начало, основу и заключение в каждую историю.

4. При создании используйте повествование от первого или третьего лица, описывайте все в позитивном ключе, будьте точны и дословны.

5. Ответьте на важные вопросы: кто, что, где, когда, почему и как.

6. Включите описания и инструкции.

7. Изображайте все содержательно.

8. Всегда предварительно просматривайте и дорабатывайте ваши истории, прежде чем их использовать.

9. Включайте не менее 50% "одобрений" в историю.

В основном социальные истории пишут для детей дошкольного и школьного возраста. Некоторые истории создаются для уникальных и непредвиденных обстоятельств. Не так много запросов соц историй для подростков и еще меньше для взрослых людей с аутизмом.

На протяжении многих лет Кэрол Грей и ее единомышленники экспериментировали с разнообразными видами историй. На сегодняшний день можно найти высококачественные готовые социальные истории в виде комиксов, видеороликов или виртуальной реальности.

Опишем несколько элементов стандартной социальной истории:

➤ Включает несколько страниц с текстом и картинками;

➤ Каждая страница содержит всего несколько слов;

➤ Есть название истории;

➤ Имеется вступление (начало);

➤ Включает основное описание (развязка);

➤ Заканчивается позитивным моментом;

➤ Включает большие фотографии или реалистичные картинки, которые конкретно отображают каждую ситуацию или действие;

➤ Допускается цветной формат и черно-белый.

Социальные истории используются для обучения понятиям, идеям, навыкам и поведению. Для каждого отдельного ребенка с РАС история пишется индивидуально. Однако на практике эти истории используются для целой группы.

Где еще могут быть полезны социальные истории:

➤ Обучить выполнять простые инструкции;

➤ Подготовить к сложной общественной ситуации;

➤ Понимать язык тела, мимику или интонацию собеседника;

➤ Применять социальные навыки в группах;

➤ Подготавливать к значимым событиям.

Какие ошибки нельзя допускать при создании социальных историй:

1) Если истории полностью состоят из инструкций и отсутствует описание;

2) Если используется повествование от второго лица;

3) Если включаются метафоры и другие сложные литературные формы;

4) Если присутствует неточная информация;

5) Если есть осуждения и угрозы;

6) Если автор включает нереалистичные изображения, а разнообразные клипарты или смайлы.

Хотя соц истории не являются универсальным эффективным методом для управления своим поведением или эмоциями, однако они однозначно полезны в разнообразных жизненных ситуациях детей (людей) с РАС при правильном использовании и создании. Также данная методика является абсолютно безопасной, доступной и недорогой, что позволяет родителям и всем педагогам ее создавать самостоятельно.

Более подробно ознакомиться с социальными историями вы можете в книге:

"Социальные Истории. Инновационная методика для развития социальной компетентности у детей с аутизмом"

-2