За свою почти 5-летнюю практику я выделила ряд повторяющихся сложностей в развитии эмоционального интеллекта. Срез авторский, так сказать, из жизни реальных людей, учащихся у меня .
Навык 1. РАСПОЗНАНИЕ ЭМОЦИЙ
В чем сложность на первом шаге?
1. Большинство сразу хочет управлять эмоциями, игнорируя шаг распознаний.
Объясню на примере.
Вы хотите управлять авто. Сели за руль и даже не знаете, на что нажимать. Не распознали руль, педали, поворотники и не знаете, что есть ручка или рычаг переключения передач.
Как управлять в этом случае? Через что?
То же и с эмоциями. Чем управлять, если вы не осознаете, что чувствуете? Вам страхом или радостью?
2. Распознание в режиме «прямо вот здесь и сейчас»
Новички уверены, что вечером, когда они уже поругались от злости с близкими, можно что-то изменить. Типа «прости, не сдержался (-лась).., все дела…». Но это не управление эмоциями. Это вечером чувство вины и сожаления. Эмоция была днём. Когда ругались. Ей надо было управлять.
Управляют эмоциями, когда эмоция начинается. А значит, именно распознание того, что она появилась, способствует управлению.
Пример: «я прямо вот здесь и сейчас, чувствую, что закипаю (распознание эмоции), и сейчас я что-то буду с этим делать, чтобы вечером не сожалеть от неправильных действий».
То же со всеми эмоциями, не только со злостью.
3. Большинство не знает, через что распознавать. Куда смотреть? По каким параметрам оценивать себя и окружающих? Как это вообще - чувствовать себя?
Проблема 99% моих учеников - они на вопрос «что ты сейчас чувствуешь?» отвечают мне, о чем они думают, а не что чувствуют. Они уверены в себе, при этом удивляются, почему месяцами или даже годами не могут решить какие-то задачи, почему рушится семья, почему не идёт проект или почему хочется иногда послать всё к чертовой бабушке. Они думают, что они знают себя, и очень удивляются, когда начинают распознавать, что на самом деле творится у них внутри. И там совсем не страшно, и там внутри они обретают истинную опору на себя, где никто другой не запретит им слышать себя. Себя - того или ту, кто точно знает, что настоящее, а что - навязанное.
И эмоции других не распознают, потому что логику включают.
То есть «предполагают», что чувствуют те, с кем они общаются, работают и даже живут. И зачастую, ой как ошибочно.
Со временем, развивая эмоциональный интеллект, они начинают замечать, что, оказывается, жена/муж боится чего-то, что дети скучают за определенными занятиями, а интерес испытывают в другом, что начальник или коллега искренне радуется от событий или вещей, о которых мой клиент(-ка) даже не догадывались. И так далее.
Да. Распознание эмоций, как в себе, так и в близких, - это ключ. Ключ к новым отношениям, к рабочей атмосфере в коллективе, с быстрым сделкам.
Мы думаем, что мы знаем, что чувствуют другие, но как же открываются глаза у тех, кто действительно начинает видеть эмоции других!
4. А ведь эмоции ещё и интенсивностью отличаются. Например, гневом, яростью и легким волнением по-разному управляют. То есть опять распознание. Не распознал, что у тебя, считай, операция по самоуправлению профукана. Не распознал, что собеседник на твои слова сейчас вот так эмоционально откликается, опять профукал момент.
Поэтому начинаем всегда работу по развитию эмоционального интеллекта с распознания эмоций.
Всегда.
Навык 2. ПОНИМАНИЕ ЭМОЦИЙ
На втором шаге развития эмоционального интеллекта важно развить понимание эмоций. И тут снова есть сложности у большинства.
1. Некоторые начинают спорить с тем, что у эмоций есть логика. А на самом деле, это подтверждено научно, эмоции проживаются нами определённым сценарием. Оттуда и их анализ, и их прогноз.
И кстати, для логиков и технарей это прям своя стихия. Логика эмоций! Ну надо же. По алгоритмам всё, по схеме. Да! Можно прогнозировать, можно как в фильме перематывать события назад-вперёд и видеть смену одних эмоций на другие, как по сценарию.
Для любителей держать внешний контроль эта информация зачастую становится крупным уловом. Вот они радуются, что теперь даже чужие эмоции смогут держать в своих руках…
2. Другие отказываются вообще проводить анализ своих эмоций, лишая себя тем самым глубины самосознания и возможности управлять собой.
Причина этому - страх разгадать свой персональный сценарий. Ну, не все же хотят заглянуть внутрь себя и понять собственное устройство. Тут мы работаем с мотивацией и запретами на этот счёт, а потом, как обычно, восторгу у моих клиентов нет предела!! Потому что понимание своих паттернов - это возможность их изменить, высвободив при этом массу энергии, убрав лишнее напряжение в себе. Как итог - плюс по времени и скорости осуществления всего задуманного. Без пробуксовки, так сказать.
3. Большинство путает понимание эмоцией с терапией. «Я вот сейчас вот это чувствую. Вспомнила, как мама в детстве …. Я понимаю, откуда эмоции. Давайте, Катя, уберём мне вот это сейчас. Ещё и за пару минут🙈»
Да. Терапия нужна для смены шаблонов реагирования, верно. Но это к терапевтам. Я же работаю с вашим навыком понимания и прогнозирования эмоций. С навыком.
Тут есть нюансы, и в идеале в некоторых случаях сочетать мою работу с терапией. Я только за.
4. Ну и ещё из практики. Некоторые отказываются от теории эмоций, оттуда у них возникают сложности с анализом и прогнозом. И до управления эмоциями дело просто не доходит.
Система развития эмоционального интеллекта - основана на научной концепции. Это практическая модель. А значит, шаги и техники, предлагаемые мной, обоснованы и доказаны в своей эффективности.
Ну, и как обычно, «нормально делай - нормально будет!» - этот закон актуален и здесь. Поэтому я сопровождаю по шагам всех учеников. И это гораздо эффективней, чем чтение поп литературы про эмоциональный интеллект или, ещё хуже, прохождение сомнительных тренингов от псевдоспециалистов, поймавших модное сочетание «эмоциональный интеллект».
Навык 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭМОЦИЙ
Начнём с того, что сама формулировка об использовании эмоций вызывает у большинства недоумение.
Как это? В смысле?
Приведу пример. Представьте, что вас бьют, а вы радуетесь. Вас продолжают бить, и радость диктует вам, что надо продолжать находиться в позиции избиваемого. Итог - вашему телу наносят увечия, вы получаете 100-процентный ущерб. Не кажутся ли вам абсурдными радость и ваше желание себя уничтожить?
Объясню. С точки зрения эволюции эмоции работают на сохранение нашей жизни. Всегда. Даже когда вы называете некоторые из них отрицательными.
Так вот у каждой эмоции есть здоровое назначение. И в случае нашего примера с избиением и нанесением вам увечий, вам поможет злость. Именно злость сохраняет вам благополучие в случае нанесения любого ущерба.
И теперь представьте, что пользоваться вы ей не умеете? Сложней выживать, не правда ли?
А вот радость, например, указывает вам на то, что безопасно и укрепляет вас. Так вот надо использовать в разных ситуациях соответсвующие эмоции для конкретного результата. И так с каждой эмоций. У каждой есть своя задача. И если не уметь пользоваться эмоциями, запрещая себе некоторые или не понимая, как именно это делать, то получается как в моем примере. Мазохизм и самоуничтожение. Это касается и общения, и выбора действий, и работы/бизнеса, и всего.
Большинство людей живет в запрете эмоций, отбирая у себя при этом ресурс для достижения своих целей.
Умение использовать эмоции по назначению - и есть третий базовый навык развитого эмоционального интеллекта.
Так, например, Страх - нужен для бдительности и акцентов на важном. Не надо его себе запрещать.
Брезгливость - чтоб не сожрать чего лишнего, даже на ментальном уровне. Разрешите себе брезговать.
Грусть - чтобы отпустить то, что больше вам не надо. У-у, столько времени люди теряют, запрещая себе грусть. Не пользуются ей, причислив её к клану отрицательного.
И так далее.
Подробно я объясняю каждую эмоцию на своих программах.
Да и система планирования и целеполагания наитеснейшим образом связана с эмоциями. Потому что сила воли - это временный ресурс, а эмоции - они есть всегда. Вот те, кто использует их, достигает большего с меньшими потерями в долгосрочной перспективе.
И конечно же, управление людьми. Опять использование эмоций. Не всегда следует ломать подчиненных. Не всегда их надо вдохновлять на собраниях. Прекрасен тот лидер, который умеет использовать уже то, что имеется. Эмоции сотрудников - это ресурс компании. Выдавайте поручения с учётом того, что чувствуют ваши подчиненные. Иногда это вызывает самое малое сопротивление, и как итог, экономит ресурсы компании и ваши личные, как руководителя.
Навык 4. УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИЯМИ
На этапе управления эмоциями все трудности связаны, в основном, с неосвоенными предыдущими шагами. И с одним вредным правилом с детства.
1. Не успели распознать эмоцию в начале возникновения - поддались её действию, потеряли самоконтроль, наделали лишнего, всё. Нечем уже управлять.
Пример, который я приводила вначале - злость. Быстро вспыхнули, быстро момент потеряли. Нечем управлять. Разгребать только.
2. Не умеют некоторые считывать сигналы своего тела - не умеют им управлять, соответсвенно.
Пример. Пошло напряжение от волнения в теле. Себя убеждают, что всё в порядке, тело не чувствуют. А мышцы тем временем каменеют и пульс учащается. Надо бы подышать, выровняться. Но не замечают и управлять этим не могут. Волнение берет верх - и люди проваливаются из-за него.
3. Не понимают причину возникновения эмоции - не знают, как её переключить.
Пример. Каждый раз одно и то же слово или действие другого вас задевает. Нет чтобы заметить, от чего именно эмоция возникает, да и убрать этот раздражитель. Но нет. Непонимание эмоций заставляет жить в замкнутом цикле. Так люди месяцами и годами мучаются, между прочим. На работе, в семье.
Некоторые не имеют в своём распоряжении весь арсенал техник для управления эмоциями. Живут, как в плену, без выбора. Вроде, и хочется меньше злиться или грустить, а как именно это изменить, не знают. И тут, конечно, надо просто знать, у кого учиться этому и с чьим наставничеством быстрее эти навыки развивать.
4. Ну и на десерт. Запрет на эмоции с детства.
Пример. Подавляют люди злость в одной ситуации, потом срываются в другой, на других людей.
Подавляют свои страхи, время теряют там, где вопрос решился бы за 5 мин, потом годами реабилитируются от упущенных возможностей.
Ну, или наоборот, от большой радости глупости творят. А надо бы немного интенсивность подрегулировать, чтоб голова посвежее была, да просто не умеют этого.
Так и живут.
Не эмоциями своими управляют, а в их плену находятся. Хотя при этом некоторые уверены, что у них всё под контролем. Это, как правило, те, кто себе всё чувствовать запрещает под предлогом «холодного расчёта». Ну, и в это время манипуляторы рядом с ними точно знают, у кого голова холодная, а у кого просто связь с самим собой оборвана, потому что мама в детстве за радость/за слёзы/ за смех/ за трусость/ за злость и тп их ругала. И выработалась привычка всё теперь в себе подавлять. А оно ведь всё есть…
Потому что это как кислород. Если вы его не видите - это не значит, что вы им не дышите.
С эмоциями так же. Если вы их в себе не замечаете, это не значит, что вы их не испытываете. (Алекситимию в расчёт не берём, это редкая патология, как-никак).
Итожу. Все, кто решил в один момент развивать эмоциональный интеллект, видят конкретные результаты в своей жизни: семья укрепляется, коллектив работает слаженней, бизнес-процессы ускоряются и издержки сокращаются, продажи увеличиваются, здоровье поправляется, фоновое настроение становится стабильным. Нет этих качелей, нет выгорания. Есть только прогресс и легкость нового уровня..назовите это даже счастьем или, как минимум, успехом…
Осталось только научиться распоряжаться всем тем, что у вас есть. Ведь эмоции - это ресурс, а не недостаток. 😉
/копирование статьи запрещено и защищено авторским правом/
Дмитриева Екатерина
Эксперт развития эмоционального интеллекта взрослых