Найти тему
Исцеление души ◉◡◉

Сыновья отцов-нарциссов

https://ru.pinterest.com/pin/8655424276364827/
https://ru.pinterest.com/pin/8655424276364827/

Сыновьями нарциссических отцов движет неуверенность в себе. Воспитанные эгоцентричным, конкурирующим, высокомерным отцом, они чувствуют, что никогда не смогут соответствовать высоким требованиям, чтобы заслужить одобрение своего отца. Их отец может отсутствовать или быть критичным и контролирующим. Он может принижать и стыдить за ошибки, уязвимость, неудачи или ограничения своего сына, но при этом хвастаться им перед друзьями. Он может хвастаться завышенными версиями своих достижений, пренебрегая достижениями своего сына. Нарциссический отец может безжалостно запугивать своего сына или соревноваться с ним в играх, даже если мальчик является менее способным ребенком. Точно так же он может ревновать свою жену к мальчику, соперничать с ним и флиртовать с его девушками, а позднее – с женой.

Отсутствие эмпатии типично для нарциссов. Многие нарциссические отцы авторитарны и жестоки в отношении того, как все должно быть сделано.

Франц Кафка четко описывает литературный пример такой внушительной нетерпимости в письме к своему отцу:

«Что всегда было для меня непонятным, так это твое полное отсутствие чувства страдания и стыда, которые ты мог внушать мне своими словами и суждениями. Это было так, как будто ты понятия не имел о своей силе. Я тоже, уверен, часто причинял тебе боль своими словами, но тогда я всегда знал об этом, и мне было больно, но я не мог контролировать себя, не мог сдержать слов, я сожалел уже тогда, когда произносил их. Но ты без лишних слов наносишь удары, тебе никого не было жаль ни во время этого, ни после».

Его высокомерный и чрезмерно самоуверенный отец никого не слушал, но судил всех без всякой необходимости быть последовательным. Его правила и указы были звучали в «ужасном, хриплом тоне гнева и крайнего осуждения … [одно] это заставляет меня дрожать сегодня не меньше, чем в моем детстве...» Тот факт, что эти приказы не относились к нему самому, делали их еще более удручающими для Кафки, который описывает своему отцу три мира, в которых он жил:

“...в первом я раб и жил по законам, которые были изобретены только для меня и которые я, сам не знаю почему, никогда не мог полностью соблюдать;
затем второй мир, который был бесконечно далек от моего, в котором жил ты, связанный с правительством, с изданием приказов и с раздражением по поводу того, что им не подчиняются;
и, наконец, третий мир, где все остальные жили счастливо и были свободны от приказов и от необходимости подчиняться.
Я постоянно был в немилости; либо я подчинялся твоим приказам, и это было позором, потому что они относились, в конце концов, только ко мне; или я вел себя вызывающе, и это тоже было позором, потому что как я мог осмелиться бросить тебе вызов; или я не мог повиноваться, потому что у меня, например, не было твоей силы, аппетита, мастерства, хотя ты ожидал этого от меня как само собой разумеющегося; это было величайшим позором для всех».

В результате Кафке не хватало уверенности, мужества и решимости. Как и другие дети нарциссов, он усвоил чувство вины и проецируемый стыд своего отца. Он стал настолько неуверенным и боязливым, что не был уверен ни в чем, «даже в самых близких мне вещах, в моем собственном теле», что в конечном итоге привело к ипохондрии.

Когда нарциссические отцы вмешиваются в деятельность своих сыновей, некоторые берут верх, управляют или проявляют гиперкритичность. Часто нарциссы являются перфекционистами, поэтому ничто из того, что делает их ребенок – он или она – недостаточно хорошо. Рассматривая своего ребенка как продолжение самих себя, они становятся чрезмерно вовлеченными и контролируют жизнь, образование и мечты своего сына, как это сделал отец в фильме «Блеск» (Scott & Hicks, 1996).

С другой стороны, отцы также могут быть физически или эмоционально отстранены и поглощены своей работой, зависимостью или собственными удовольствиями. Они ведут себя так, как будто уделять внимание потребностям, чувствам и интересам своего сына или присутствовать на их играх и мероприятиях не имеет значения и является обузой, даже если они могли бы обеспечить его материально. В любом случае, такие отцы эмоционально недоступны. Поскольку они отрицают и презирают свою собственную зависимость и уязвимость, они часто стыдятся и принижают любые признаки страдания или слабости в своих сыновьях.

Кафка страдал преимущественно от эмоционального насилия. Он пишет, что, хотя он редко получал порку, постоянная угроза этого была еще хуже, а также он испытывал чувство вины и стыда, когда получал отсрочку от того, что он «заслужил». Некоторые нарциссы физически жестоки. Один отец заставил своего сына выкопать бассейн, другой – стричь траву лезвием бритвы [«How people change», Аллен Уиллис, 1973].

Жестокое обращение заставляет ребенка чувствовать себя беспомощным, напуганным, униженным и сердитым из-за чувства несправедливости и бессилия. Став взрослым, он может конфликтовать с авторитетами и плохо справляться с гневом. Он обращает это на себя или других и становится агрессивным, пассивным или пассивно-агрессивным. Он может страдать от тревоги стыда, опасаясь, что его будут критиковать или обвинять, даже если его опасения не оправданны.

Сыновья, которые не становятся нарциссами, страдают от созависимости. Послание, которое они получили, заключается в том, что они неадекватны, являются обузой и не соответствуют ожиданиям своего отца – по сути, что они недостойны любви – несмотря на то, что они могут чувствовать себя любимыми своими матерями; потому что дети должны чувствовать, что оба родителя принимают и любят их такими, какие они есть. Они глубоко тронуты, получая извинения или крохи любви, которые другие люди принимают как должное, как описывает Кафка, когда он был болен. Он был переполнен слезами, когда его отец просто заглянул в его комнату и помахал ему рукой. Все, чего хотел Кафка, это «немного поощрения, немного дружелюбия».

Дети жестокого родителя часто учатся быть самодостаточными, защищенными и обесценивать свою зависимость и эмоциональные потребности, что приводит к проблемам с близостью. Они могут жениться на нарцисске, на холодной, критичной или эмоционально недоступной женщине.

Сыновья могут стремиться к достижениям в попытке получить одобрение своего отца, но их успех кажется пустым. Его никогда не бывает достаточно, даже для них самих. Им нужно научиться быть напористыми и устанавливать границы здоровыми способами, которым их не научили в детстве. Им также необходимо ценить себя, повышать свою самооценку и уверенность в себе. Многие страдали от пожизненного внутреннего одиночества из-за того, что росли в семье, где царили постоянные беспорядки и/или не хватало эмоциональной близости. Однако исцелить свой стыд и научиться утешать, принимать и любить себя и получать любовь возможно.

Источники: https://whatiscodependency.com/sons-of-narcissistic-fathers

https://www.themarginalian.org/2015/03/05/franz-kafka-letter-father/

Popova, M. (2015, March 3) “Kafka’s Remarkable Letter to His Abusive and Narcissistic Father.”