Найти тему

Что такое краудфандинговая кампания?

Краудфандинг (народное финансирование, от англ. crowd funding, crowd — «толпа», funding — «финансирование») - это способ собрать денежные средства для реализации какого-либо проекта с помощью крупного количества людей, как правило, с использованием интернета.

Люди, которые желают поддержать проект, отправляют денежные средства на онлайн-платформу, которая создана специально для проведения краудфандинг-кампании.

Краудфандинг может быть использован для различных типов проектов, таких как создание нового продукта, финансирование некоммерческой организации, осуществление кинопроекта и т.д.

В зависимости от типа кампании и проекта спонсоры могут получить различные вознаграждения, например, первый образец нового продукта или благодарность на сайте проекта.

Есть три основные типа краудфдфандинга: донационный, инвестиционный и ревайдерный.

  1. Донационный краудфандинг предполагает сбор донаций (безвозмездных пожертвований) от людей для реализации какого-либо проекта. Спонсоры не получают каких-либо материальных вознаграждений, но могут быть указаны в списке спонсоров на сайте проекта.
  2. Инвестиционный краудфандинг позволяет людям инвестировать деньги в проект в обмен на долю в будущем доходе или акции компании. Этот тип краудфандинга предназначен для более крупных и коммерческих проектов.
  3. Ревайдерный краудфандинг предполагает, что спонсоры получают специальное вознаграждение в зависимости от размера своего вклада. Например, может быть предложено несколько уровней спонсорства, с разными пакетами вознаграждений, и зависящими от размера донации, например, эксклюзивная предварительная продажа продукта, или возможность получить особый доступ к контенту.

В мире и СНГ есть множество успешных проектов краудфандинга, некоторые из них:

В мире:

  1. Kickstarter - платформа для краудфандинга проектов различного типа, включая продукты, игры, книги, кино и музыку.
  2. Indiegogo - еще одна популярная платформа краудфандинга, которая поддерживает проекты в различных областях.
  3. Patreon - платформа для финансирования творческих проектов и карьер творческих людей

В СНГ:

  1. Boomstarter - российская платформа краудфандинга, которая поддерживает проекты в различных областях, включая науку, технологии, искусство, дизайн и медиа.
  2. Planeta.ru - еще одна российская платформа краудфандинга, которая поддерживает проекты в различных областях, включая культуру, искусство, образование и социальные проекты. Например, на платформе Planeta.ru были успешно собраны средства для реконструкции исторического здания, создания театральной постановки, реставрации исторического памятника и другие.
  3. В России ещё можно назвать платформу StartTrack, которая специализируется на проектах инновационных технологий и бизнеса, с которой также удавалось собрать деньги для развития проектов и компаний.

Одним из самых успешных краудфандинг проектов считается кампания на Kickstarter для проекта Pebble Time - Awesome Smartwatch, которая собрала более 20 миллионов долларов в 2015 году. Другой успешный проект - Exploding Kittens, настольная игра на Kickstarter, собравшая более 8,7 миллионов долларов в 2015 году. Также можно назвать проект Oculus Rift, собравший 2.5 миллиона долларов на Kickstarter в 2012 году.

Краудфандинг позволяет людям финансировать проекты, которые иначе могли бы не получить финансирования, и дает возможность людям идентифицировать и поддерживать проекты, которые им нравятся.

Однако нужно помнить, что не все краудфандинг проекты становятся успешными и инвесторы должны быть готовы к риску потери своих инвестиций.