Доброго времени суток, уважаемые любители подземки! С вами ИНФОметро, и мы начинаем небольшую экскурсию по всем 73 когда-либо существовавшим станциям Петербургского метрополитена. Приятного аппетита!
Пилонная станция
Экскурсия начинается со станций пилонного типа, потому что 4 из 8 станций первой очереди (хотя на самом деле 3 из 7, поскольку "Пушкинская" была открыта в 1956 году) были именно этого типа, а также из-за того, что станция "Площадь Восстания" (первая станция с выходом на главную улицу Санкт-Петербурга — Невский проспект) именно этого типа.
На станциях этого типа есть 3 зала: центральных и два боковых. Отделка (и, возможно, оформление) центрального и боковых залов взаимно не пересекаются. Центральный зал от бокового отделяет ряд массивных пилонов.
Особенно хорошо это видно на станции "Невский проспект" со стороны перехода со станции "Гостиный двор".
В первые 8 лет работы подземки открыли 13 таких станций, однако после постройки "Горьковская" в 1963 году наступил перерыв длиной 45 лет (следующая станция этого типа "Волковская" открылась в 2008 году), и с того момента уже построено на момент публикации 5 станций (ещё 3 планируется открыть в 2024-2026 годах).
Колонная станция
У колонной станции те же три зала, как и у пилонной, однако центральный и боковой залы объединяет ряд колонн. Основным преимуществом колонной станции является значительно бо́льшая пропускная способность, нежели у пилонной станции.
Также есть разновидность в виде колонно-стеновых станций, где в некоторых местах с целью бо́льшего сопротивления горным породам между колоннами имеются простенки, отсюда и название. Часто такие простенки украшаются мозаичными панно. В России и странах бывшего СССР первой колонно-стеновой станцией глубокого заложения стала "Приморская", открытая в 1979 году.
Колонные станции мелкого заложения имеют дополнительные опоры параллельно продольной оси станции (т.е. по ходу движения поезда). Строятся такие станции чаще всего в открытом котловане на глубине не более 15 метров. Однако сложные грунты и плотная городская застройка (особенно в центре) мешают массово строить станции мелкого заложения.
Вообще колонные станции строились в разные годы на всех линиях Петербургского метро. Всего на момент публикации колонных станций глубокого заложения 10 (планируется в 2024-2026 годах открыть ещё одну), колонных мелкого заложения — 6, а колонно-стеновых глубокого заложения — 8.
Станция закрытого типа ("горизонтальный лифт")
По конструкции это те же колонно-стеновые станции, но с тем отличием, что отсутствуют боковые платформы, а пассажиры садятся в вагон через ряд станционных дверей, которые открываются и закрываются в зависимости от открытия и, соответственно, закрытия дверей поезда, в связи с чем обеспечивается безопасность пассажиров. Кстати, к безопасности вернулись перед чемпионатом мира по футболу 2018 года: были построены станции "Зенит" (ранее "Новокрестовская") и "Беговая" со станционными дверьми, но обе относятся к колонным мелкого заложения.
Станции закрытого типа строились с 1961 по 1972 годы, и это было ответом на постановление Никиты Хрущёва об устранении архитектурных излишеств, а также попыткой ускорить строительство станций в подземке. Главными недостатками таких станций являются их дорогое обслуживание и низкая пропускная способность каждой из них, поэтому, построив 10 станций такого типа, перешли к более дешëвому типу станций.
Односводчатая станция
Тот самый тип, к которому перешли от "горизонтальных лифтов". Станция такого типа не имеет никаких конструктивных элементов, кроме свода, и представляет собой один большой зал. Односводчатые станции глубокого заложения строились в период с 1975 по 1999 годы, в который помимо самих односводчатых было 8 станций других типов. Станцию "Крестовский остров" в этот расчëт не берëм, поскольку она была построена позже "Старой деревни" на несколько месяцев на участке "Чкаловская" — "Старая деревня". Односводчатых станций мелкого заложения в Санкт-Петербурге на момент публикации нет.
Частным случаем таких станций явилась "Спортивная", являющаяся по конструкции двухъярусной пересадочной. В таком исполнении на территории России и бывшего СССР эта станция на момент публикации остаëтся единственной, хотя до неё был проект похожей станции в Москве (речь идёт о проекте 1947 года для станции "Киевская"), но тогда проект не был реализован. С момента открытия "Спортивная" работает наполовину, потому что Кольцевую линию, под которую был оставлен задел, на момент публикации остаëтся лишь на бумаге, и её ещё только планируют строить.
Наземная станция
Этот тип станций мы ставим последним, потому что на момент публикации все 5 таких станций в Санкт-Петербурге — конечные. Все они относятся к наземным крытым. Несмотря на это, первая наземная крытая станция появилась раньше односводчатых («Купчино» в 1972 году).
Что касается конструкции таких станций, то наземная станция отличается от других тем, что расположена непосредственно на поверхности.
Существовала и наземная открытая станция — "Дачное". Она просуществовала 11 лет — с 1966 по 1977 годы. Задумывалась она в виде временной конечной и закрылась в связи с постройкой участка "Автово" — "Проспект Ветеранов".
Итоги
Пока что больше всего станций колонного и колонно-стенового типа: треть всей подземки — именно они, в том числе две московские сороконожки: "Ленинский проспект" и "Проспект Ветеранов". Вскоре колонные станции могут уступить первенство станциям пилонного типа, поскольку пилонные станции в последние годы строятся часто, потому что в условиях нерегулярного финансирования такие станции (в общем-то, так же, как и колонные) проще всего законсервировать и потом спустя какое-то время возобновить строительство.
Всем спасибо за участие в мини-экскурсии, подписывайтесь на блог, ставьте лайки, пишите комментарии (конструктивная критика приветствуется), скоро здесь будет много интересной информации о метро. До новых встреч!