Найти тему
ИНФОметро

Типы станций Петербургского метрополитена

Оглавление
Станция «Комендантский проспект», 2022 г. До открытия «Адмиралтейской» в 2011 году была самой глубокой станцией Петербургского метрополитена (75 метров). Фотография автора.
Станция «Комендантский проспект», 2022 г. До открытия «Адмиралтейской» в 2011 году была самой глубокой станцией Петербургского метрополитена (75 метров). Фотография автора.

Доброго времени суток, уважаемые любители подземки! С вами ИНФОметро, и мы начинаем небольшую экскурсию по всем 73 когда-либо существовавшим станциям Петербургского метрополитена. Приятного аппетита!

Пилонная станция

Экскурсия начинается со станций пилонного типа, потому что 4 из 8 станций первой очереди (хотя на самом деле 3 из 7, поскольку "Пушкинская" была открыта в 1956 году) были именно этого типа, а также из-за того, что станция "Площадь Восстания" (первая станция с выходом на главную улицу Санкт-Петербурга — Невский проспект) именно этого типа.

На станциях этого типа есть 3 зала: центральных и два боковых. Отделка (и, возможно, оформление) центрального и боковых залов взаимно не пересекаются. Центральный зал от бокового отделяет ряд массивных пилонов.

Особенно хорошо это видно на станции "Невский проспект" со стороны перехода со станции "Гостиный двор".

На переднем плане боковой зал, далее центральный, после него снова боковой. Здесь наиболее хорошо видно, что из себя представляет пилонная станция. Фотография автора.
На переднем плане боковой зал, далее центральный, после него снова боковой. Здесь наиболее хорошо видно, что из себя представляет пилонная станция. Фотография автора.

В первые 8 лет работы подземки открыли 13 таких станций, однако после постройки "Горьковская" в 1963 году наступил перерыв длиной 45 лет (следующая станция этого типа "Волковская" открылась в 2008 году), и с того момента уже построено на момент публикации 5 станций (ещё 3 планируется открыть в 2024-2026 годах).

Список пилонных станций на момент публикации. Скриншот из Википедии.
Список пилонных станций на момент публикации. Скриншот из Википедии.

Колонная станция

У колонной станции те же три зала, как и у пилонной, однако центральный и боковой залы объединяет ряд колонн. Основным преимуществом колонной станции является значительно бо́льшая пропускная способность, нежели у пилонной станции.

Также есть разновидность в виде колонно-стеновых станций, где в некоторых местах с целью бо́льшего сопротивления горным породам между колоннами имеются простенки, отсюда и название. Часто такие простенки украшаются мозаичными панно. В России и странах бывшего СССР первой колонно-стеновой станцией глубокого заложения стала "Приморская", открытая в 1979 году.

Колонные станции мелкого заложения имеют дополнительные опоры параллельно продольной оси станции (т.е. по ходу движения поезда). Строятся такие станции чаще всего в открытом котловане на глубине не более 15 метров. Однако сложные грунты и плотная городская застройка (особенно в центре) мешают массово строить станции мелкого заложения.

Вообще колонные станции строились в разные годы на всех линиях Петербургского метро. Всего на момент публикации колонных станций глубокого заложения 10 (планируется в 2024-2026 годах открыть ещё одну), колонных мелкого заложения — 6, а колонно-стеновых глубокого заложения — 8.

Список колонных и колонно-стеновых станций глубокого заложения на момент публикации. Скриншот из Википедии.
Список колонных и колонно-стеновых станций глубокого заложения на момент публикации. Скриншот из Википедии.
Список колонных станций мелкого заложения на момент публикации. Скриншот из Википедии.
Список колонных станций мелкого заложения на момент публикации. Скриншот из Википедии.

Станция закрытого типа ("горизонтальный лифт")

По конструкции это те же колонно-стеновые станции, но с тем отличием, что отсутствуют боковые платформы, а пассажиры садятся в вагон через ряд станционных дверей, которые открываются и закрываются в зависимости от открытия и, соответственно, закрытия дверей поезда, в связи с чем обеспечивается безопасность пассажиров. Кстати, к безопасности вернулись перед чемпионатом мира по футболу 2018 года: были построены станции "Зенит" (ранее "Новокрестовская") и "Беговая" со станционными дверьми, но обе относятся к колонным мелкого заложения.

Станции закрытого типа строились с 1961 по 1972 годы, и это было ответом на постановление Никиты Хрущёва об устранении архитектурных излишеств, а также попыткой ускорить строительство станций в подземке. Главными недостатками таких станций являются их дорогое обслуживание и низкая пропускная способность каждой из них, поэтому, построив 10 станций такого типа, перешли к более дешëвому типу станций.

Список станций закрытого типа (с датами их ввода в эксплуатацию) на момент публикации. Скриншот из Википедии.
Список станций закрытого типа (с датами их ввода в эксплуатацию) на момент публикации. Скриншот из Википедии.

Односводчатая станция

Тот самый тип, к которому перешли от "горизонтальных лифтов". Станция такого типа не имеет никаких конструктивных элементов, кроме свода, и представляет собой один большой зал. Односводчатые станции глубокого заложения строились в период с 1975 по 1999 годы, в который помимо самих односводчатых было 8 станций других типов. Станцию "Крестовский остров" в этот расчëт не берëм, поскольку она была построена позже "Старой деревни" на несколько месяцев на участке "Чкаловская" — "Старая деревня". Односводчатых станций мелкого заложения в Санкт-Петербурге на момент публикации нет.

Частным случаем таких станций явилась "Спортивная", являющаяся по конструкции двухъярусной пересадочной. В таком исполнении на территории России и бывшего СССР эта станция на момент публикации остаëтся единственной, хотя до неё был проект похожей станции в Москве (речь идёт о проекте 1947 года для станции "Киевская"), но тогда проект не был реализован. С момента открытия "Спортивная" работает наполовину, потому что Кольцевую линию, под которую был оставлен задел, на момент публикации остаëтся лишь на бумаге, и её ещё только планируют строить.

Список односводчатых станций на момент публикации. Скриншот из Википедии.
Список односводчатых станций на момент публикации. Скриншот из Википедии.

Наземная станция

Этот тип станций мы ставим последним, потому что на момент публикации все 5 таких станций в Санкт-Петербурге — конечные. Все они относятся к наземным крытым. Несмотря на это, первая наземная крытая станция появилась раньше односводчатых («Купчино» в 1972 году).

Что касается конструкции таких станций, то наземная станция отличается от других тем, что расположена непосредственно на поверхности.

Поезд "Александринский состав", приуроченный к 190-летию постройки здания Александринского театра (арх. К.И. Росси), на станции «Парнас», 2022 г. Фотография автора.
Поезд "Александринский состав", приуроченный к 190-летию постройки здания Александринского театра (арх. К.И. Росси), на станции «Парнас», 2022 г. Фотография автора.

Существовала и наземная открытая станция — "Дачное". Она просуществовала 11 лет — с 1966 по 1977 годы. Задумывалась она в виде временной конечной и закрылась в связи с постройкой участка "Автово" — "Проспект Ветеранов".

Список наземных станций на момент публикации. Скриншот из Википедии.
Список наземных станций на момент публикации. Скриншот из Википедии.

Итоги

Пока что больше всего станций колонного и колонно-стенового типа: треть всей подземки — именно они, в том числе две московские сороконожки: "Ленинский проспект" и "Проспект Ветеранов". Вскоре колонные станции могут уступить первенство станциям пилонного типа, поскольку пилонные станции в последние годы строятся часто, потому что в условиях нерегулярного финансирования такие станции (в общем-то, так же, как и колонные) проще всего законсервировать и потом спустя какое-то время возобновить строительство.

Всем спасибо за участие в мини-экскурсии, подписывайтесь на блог, ставьте лайки, пишите комментарии (конструктивная критика приветствуется), скоро здесь будет много интересной информации о метро. До новых встреч!