Найти тему
Вольный Странник

Азбука и букварь: в чем отличие и когда их читать с детьми #заметки_о_детском_чтении

Азбука — книга, в которой изображены буквы. Она нужна, чтобы запомнить, как они выглядят.

Букварь — это учебное пособие для обучения чтению.

Главная задача азбуки — заинтересовать ребенка книжным миром, познакомить его с буквами как со знаками. Поскольку это первое знакомство, важно произвести приятное впечатление. Поэтому азбуки яркие, интересные, разнообразные.

Азбука не предназначена для заучивания букв. Ее нужно рассматривать, беседовать, сравнивать, любоваться. Постепенно в этом процессе ребенок запоминает, как выглядят буквы и какие звуки они обозначают.

Если малышу интересно, можно рассматривать азбуку и называть буквы с 3–4 лет. Но это еще не чтение. Не стоит торопиться, чтобы не отбить интерес к процессу.

Многие художники и поэты создавали и создают свои азбуки. Например, по «Азбуке» Александра Бенуа можно узнать, как жили, что ели, во что одевались и как играли дети в позапрошлом веке. Английский поэт Эдвард Лир придумал шуточную азбуку с главным героем — веселым папашей. Иосиф Бродский создал целую азбуку профессий. А современная художница и поэтесса Дарья Герасимова нарисовала буквы, которые превращаются в животных и человечков, и к каждой написала стихи и загадки.

Букварь нужен тогда, когда ребенок хорошо знает буквы и начинает осваивать принцип их слияния. Чаще всего это происходит после пяти лет. В букваре вы найдете материал для чтения — слоги, слова, предложения, небольшие тексты. Их освоение требует труда, поэтому лучше читать понемногу и тогда, когда ребенок здоров, сыт и в хорошем настроении. Главное, чтобы ему нравился процесс чтения: от этого зависят его дальнейшие успехи.

© Мария Минаева

Издательство «Вольный Странник»