Найти в Дзене
Литературный салон "Авиатор"

Один лётный день. Часть 2.

Оглавление

Виталий Буняк

Начало: https://dzen.ru/media/id/5ef6c9e66624e262c74c40eb/odin-letnyi-den-chast-1-63c57e21fc573b13d0a9971f

Продолжение   
    Я подруливаю к ВПП (взлётно-посадочной  полосе), и запрашиваю  у диспетчера разрешение занять исполнительный старт.  Еще раз провожу пробу двигателя, он работает, как часы.
     Взлетаю. Под крылом проплывают знакомые очертания местности. В любой момент, при отказе двигателя заранее знаешь, куда можно спланировать: это - многолетний навык, о котором пилот помнит при каждом взлете. Записываю время взлета, ложусь на расчетный курс и набираю высоту. Маршрут знакомый. На горизонте  появляются  гряды белах кучевых облаков хорошей погоды. 

    Удерживая штурвал, левой рукой, достаю пакет с кефиром и зубами отрываю уголок. Медленно жую пирожки, запивая кефиром. Только б не вызвали на связь сейчас, когда у меня полон рот. А эфир не смолкает ни на минуту. Кто-то запрашивает  вход в зону, кто-то уточняет погоду, другой докладывает пролет рубежа, - и так без конца. У диспетчера рот не закрывается, сейчас ему не позавидуешь…

   Подхожу к Днепропетровску. Справа  разноцветными шлейфами дыма  из  заводских труб проплывает  Днепродзержинск.  Шлейф дыма окутывает самолет, и   кабина наполняется запахом гари. Спереди изогнутой лентой, перехваченной оживленным мостом, приближается широкий  Днепр. Город обхожу юго-восточнее.

    Слева над лесом замечаю облако густого дыма.   Чтобы лучше рассмотреть, немного доворачиваю   самолёт влево.  С высоты было видно, что горит небольшой участок лесного массива.  Определив координаты по карте, передаю диспетчеру информацию о пожаре, и беру курс на  поворотный пункт - Игрень.
    Перелетев Днепр,  запрашиваю условия пролета днепропетровского аэродрома Кайдаки.   

   По указанию диспетчера снижаюсь, до высоты двести метров. Внизу выруливает на взлет красавец Ил-18. Он летает в Аэрофлоте с 1959 года, и летчики любят этот самолет за надежность и неприхотливость. Полетать бы мне на таком самолете, но пока не судьба!
     Вдали показался запорожский аэродром  Мокрая. Это аэродром совместного с ВВС базирования, и над ним с северным взлетным курсом носятся истребители. Военные летчики отрабатывают полеты по кругу.  Мне диспетчер дает указание рассчитывать посадку с восточным курсом, и я сажаю самолет на грунтовую полосу, перпендикулярную бетонке. Короткий пробег после посадки и   рулю к перрону.

 Запорожский аэропорт живет своей напряженной, несмолкаемой ни днем, ни ночью, жизнью. Площадь перед аэровокзалом заполнена пестрой  толпой пассажиров, провожающих, встречающих. Солнцепек загоняет их  под тенистые деревья и разноцветные навесы. Динамик не устает давать объявления о вылетах и прилетах.

  Многоголосый гул периодически заглушает свист турбин и рокот винтов убывающих и прибывающих  самолётов.
     Самолеты рулят мимо стоянок, зачехленных грузовых самолетов Ан-12, с красными аэрофлотовскими флагами на высоких серых килях. Это самолеты военно-транспортной авиации, а аэрофлотовский флаг нарисован поверх армейских красных звезд ВВС,  наверное, чтобы шпионы не догадались.


ОТСТУПЛЕНИЕ  2.
     Во время войны на ближнем востоке в 1967 году («англо-франко-израильская агрессия», как ее называли в газетах) эти самолеты перебрасывали в Египет боевую технику. Знакомый военный лётчик, участник тех событий, рассказывал, как они из Союза в Каир возили разобранные истребители МиГ. На подходе к Каиру их уже встречали израильские истребители «Фантомы». Указание нашим летчикам было строгое: разгрузить самолеты и, не задерживаясь, возвращаться в Союз.

   - Бывало, прилетишь, разгрузишься, - рассказывал  мой знакомый, - а у них время молитвы. Привезенную технику никто не убирает, так все и стоит под открытым небом. Наши самолеты взлетают, а к аэродрому уже подлетают израильские «Фантомы». Они ждут, пока взлетит наш последний  самолет, а затем накрывают не распакованную технику ракетами.
     Так было до тех пор, пока в Египте не появились наши летчики-истребители. Среди них был и мой однокашник по военному летному училищу Женя К. Позже я с ним встречался, но о своей командировке в Египет он ничего не рассказывал, разве только то, что заработал там автомобиль «Волга». Все мы  были патриотами и понимали, что это военная тайна. О том, что Женя сделал в Египте тридцать пять боевых вылетов, я узнал позже.

  Наши летчики с северных гарнизонов и с аэродромов средней полосы,  не имели опыта полетов в условиях высоких температур наружного воздуха. Как я потом  узнал,  в Египет посылали  летчиков, прошедших подготовку по программе «Кавказ» на базе Мары,  в песках  Средней Азии. Там в тренировочных полетах при отработке боевого применения на малых и средних высотах в условиях высоких температур, погибло около десятка пилотов, и было потеряно полтора десятка самолетов.

 В Египте наши летчики базировались на аэродроме  Бени-Суэйф.  С чужой, раскаленной беспощадным африканским солнцем земли, они взлетали в чужое небо  и некоторые из них погибли,  не успев принять участие в боевых действиях. Кто знает, не попади я под сокращение в 1960 году из военного  училища, возможно, тоже разделил бы судьбу ребят, воевавших в Египте.


Продолжение
     После обычных процедур предполетной подготовки подписываю задание на вылет в Бердянск у диспетчера. Он сказал, что есть какое-то несоответствие с грузом, который я привез из Полтавы и мне необходимо зайти в ОП (отдел перевозок). 
     В тесной комнатке отдела перевозок  находится  несколько   пилотов. С некоторыми я знаком.   С одним из них Алексеем П.,  мы были в одной группе  в УТО (учебно-тренировочный отряд). Он, тоже, летал на Ан-2 здесь в Запорожье.

 Алексея медицинская комиссия на год отстранила от полетов, и  теперь он  работает в ПДСП (производственно-диспетчерская служба предприятия). Мы поговорили, как старые знакомые. Начальник смены на высоких тонах с кем-то разговаривает по телефону.
        Прислушиваясь к телефонному разговору, я понял, что разговаривают с Полтавой, и речь идет о моем рейсе. Оказывается, мало того, что полтавчане загнали одесский груз в Запорожье, так еще умудрились, в одесскую партию воткнуть один ящик из партии на Омск. Видимо во время погрузки подвела буква «О».

 Начальник смены сердито бросил трубку и начал обслуживать экипажи. Дошла очередь и до меня. Сердитый начальник начал мне растолковывать то, что я и так уже знал. Чертыхаясь, и одновременно откликаясь, на вызовы по громкоговорящей связи, он выписывает акт на недостачу партии и досылочную ведомость на этот злополучный ящик. Омский ящик  я повезу назад в Полтаву. 

   Наконец все бумаги подписаны. До Бердянска у меня опять груз и  пассажиры. Выруливаю для взлета на ту же грунтовую полосу, на которую садился. Прямо передо мной с бетонной полосы справа налево,  периодически взлетают и садятся истребители. Запрашиваю взлет и жду разрешения. Где-то там, на вышке командно-диспетчерского пункта сейчас сидят рядом военный и гражданский диспетчер. Они регулируют очередность посадок и взлета бортов, и ошибиться здесь нельзя. Но бывает всякое…

   Я получаю разрешение на взлет. Плавно передвигаю сектор газа вперед, и самолет начинает разбег. Стрелка прибора указателя скорости приблизилась к скорости отрыва, и я плавно тяну штурвал «на себя». Самолет, набирая скорость, уходит от земли. Вдруг вижу, как впереди справа по бетонке начал  разбег истребитель. Наши самолеты стремительно сближаются под прямым углом. Оцениваю обстановку: прекращать взлет поздно, можно столкнуться. Мне теперь надо только «перепрыгнуть» приближающийся справа истребитель.

И тут в наушниках слышу свой позывной  и требование немедленно прекратить взлет. Выполни я команду диспетчера, и на полосе сейчас бы полыхал огромный костер из двух самолетов. Перед самой полосой я взял штурвал «на себя» и пролетел над взлетающим истребителем… Пронесло! Стараясь не проронить в эфир ни слова, я мысленно чертыхнулся  рабоче-крестьянским матом.

Все уже позади. Надо думать о дальнейшем полете и не задавать себе вопросов, «что бы было, если бы…». Вот только  почему-то вспотел. Я начал разворот на расчетный курс, забыв доложить о взлете. Диспетчер быстро нашелся:
          - Разворот влево на курс разрешаю, - и  дал условия выхода.
А затем добавил:
          - Один - один.
Это надо было понимать так: я ошибся,  ты ошибся, так что мы – квиты.


     ОТСТУПЛЕНИЕ  3.
     Это потом будешь анализировать, какие последствия могли бы быть, если бы я, допустим, из-за погодных условий не заметил взлетающий истребитель и выполнил команду диспетчера. «Диспетчер дал команду прекратить взлет, пилот ее не выполнил, вот из-за ошибки экипажа, другими словами из-за человеческого фактора, и произошло ЧП» - наверное, так, шло бы разбирательство. Хотя диспетчеру в этом случае тоже не позавидуешь. Команду о прекращении взлета, он, скорее всего, давал для прокурора, ведь весь радиообмен записывается на пленку.

   Сколько авиационных происшествий комиссии списали на человеческий фактор, на погибший экипаж!  Я сам иногда участвовал в таких комиссиях,  и мне давали установку: ни в коим случае не брать вину на летную службу. Если под напором факта деваться некуда, то можно уступить только с учетом этого одного факта, но только не всего вывода. Такие же установки получали участвующие в расследовании представители  других служб.  Вот зачастую и получалось, что задача  расследования сводились не к тому, что бы установить истину, а к  тому,  на кого спихнуть. Для Аэрофлота самый приемлемый  вывод был: конструктивно - производственный дефект.

(Продолжение следует)

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Другие рассказы автора на канале:

Виталий Иванович Буняк | Литературный салон "Авиатор" | Дзен