Этот текст писал для канала БиС год назад. Пришло время опубликовать его здесь.
В предыдущих сериях:
Как я и писал в предыдущей заметке, Маклафлин не закончил эксперименты с акустической гитарой, но теперь его исследования уже начали заметно крениться в сторону от фламенко.
В 1989-м он собирает новый ансамбль — John McLaughlin Trio. Его партнёрами станут: перкуссионист Трилок Гурту и молодой бас гитарист Кай Экхардт.
Трио станет главным концертным коллективом гитариста на ближайшие годы. Кроме тембра акустической гитары, Джон использует миди преобразователь и подключаемые синтезаторные тембры, Трилок Гурту использует не только индийский набор перкуссии, но играет и на традиционной барабанной установке, впрочем, и басист тоже не отстаёт, играя на двухгрифовом инструменте, совмещая игру на ладовом и безладовом басе.
John McLaughlin Trio оставит после себя две пластинки: концертную Live at the Royal Festival Hall 1989-го года и студийную Que Alegria 1992-го года.
Найти в свободном доступе звучание концертника мне не удалось, приведу лишь справочную информацию об альбоме. Кстати, в 1990-м году он занял 3-е место в чарте Billboard Top Contemporary Jazz Albums.
1. "Blue in Green" (Miles Davis) – 6:36
2. "Just Ideas" (Mitchel Forman)/"Jozy" – 5:32
3. "Florianopolis" – 15:13
4. "Pasha's Love" – 7:55
5. "Mother Tongues" – 19:21
6. "Blues For L.W." – 9:39
All compositions by John McLaughlin except where indicated
John McLaughlin - acoustic guitar, Photon Midi interface
Trilok Gurtu - percussion
Kai Eckhardt - electric bass
Со студийным альбомом полегче — можно составить себе представление, опираясь на разрозненные видео с Ютюба.
1. "Belo Horizonte" – 6:35
2. "Baba" (Trilok Gurtu) – 6:51
3. "Reincarnation" – 11:52
4. "1 Nite Stand" – 5:25
5. "Marie" (Dominique Di Piazza) – 1:59
6. "Hijacked" – 8:35
7. "Mila Repa" – 7:31
8. "Qué Alegría" – 10:32
9. "3 Willows" – 5:14
John McLaughlin – acoustic guitar, Photon Midi interface
Trilok Gurtu – percussion
Dominique Di Piazza – 4 string and 5 string bass guitars
Kai Eckhardt – bass guitar on "Reincarnation" and "1 Nite Stand"
В 1993-м году гитарист выпустит альбом, посвящённый музыке джазового пианиста Билла Эванса. Музыка была аранжирована для ансамбля из четырёх гитар и акустического баса и своей аранжировкой имитирует сольную игру на фортепиано. Думаю, ценителям творчества пианиста должно зайти.
1. "Prologue" – 2:14
2. "Very Early (Homage to Bill Evans)" (Bill Evans, John McLaughlin) – 4:20
3. "Only Child" – 5:06
4. "Waltz for Debby" (Bill Evans, Gene Lees) – 4:55
5. "Homage" (John McLaughlin) – 2:16
6. "My Bells" – 3:22
7. "Time Remembered" – 3:59
8. "Song for Helen" – 1:54
9. "Turn Out the Stars" – 6:26
10. "We Will Meet Again" – 4:20
11. "Epilogue" – 1:14
John McLaughlin – acoustic guitar
Alexandre Delfa – acoustic guitar
Yan Maresz – acoustic bass
Pascal Rabatti – acoustic guitar
François Szonyi – acoustic guitar
Следующим основным коллективом гитариста на несколько последующих лет после John McLaughlin Trio станет ещё одно трио и Джон в очередной раз заметно изменит стиль игры на своём инструменте, перейдя на джазовый архтоп. Здесь нужно остановиться поподробнее. Архтоп - это полая джазовая гитара со звукоснимателем. Если вы посмотрите видеоархивы выступлений джазовых бэндов 50-х, 60-х годов, в составе которых была гитара, то, почти наверняка, увидите в руках гитариста архтоп.
Джон, будучи ещё лондонским джазовым гитаристом в конце 60-х, так же играл на этом виде гитар. И вот он, спустя долгое время экспериментов со звуком возвращается к корням, но, в отличии от 60-х, к середине 90-х Джон уже искушён в мире обработки гитарного звука. В общем, возвращаясь в лоно традиционного джаза Джон заново переизобретает себе новый джазовый звук — слегка мягкий и мутный и немного, как будто не настроенный, максимально похожий на тембр духовых инструментов. Чуть меняется, также, и его манера игры. Теперь в его звуке будет меньше чётко артикулированной атаки.
Для презентации своего нового звучания гитарист, думаю, и подберёт такой необычный состав. В состав войдут барабанщик Деннис Чамберс и органист Джой Ди Франческо. Хаммонд-орган, на котором играет Ди Франческо был создан, в свое время, как имитация настоящего церковного органа — тоже духовой инструмент. Думаю не случайным поэтому станет и название нового трио — Free Spirits.
В 1993-м у трио выйдет концертная запись Tokyo Live.
All pieces composed by John McLaughlin except "No Blues" by Miles Davis
1. "1 Nite Stand" 7:05
2. "Hijacked" 10:25
3. "When Love is Far Away" 4:56
4. "Little Miss Valley" 10:56
5. "Juju at the Crossroads" 5:15
6. "Vukovar" 12:11
7. "No Blues" 4:27
8. "Mattinale" 19:42
John McLaughlin - guitar
Joey DeFrancesco - Hammond XB-3 organ, trumpet
Dennis Chambers - drums
Концертное видео трио Free Spirits 1995-го года.
В 1994-м году Маклафлин запишет альбом-посвящение музыке саксофониста Джона Колтрейна After The Rain. Для записи альбома в трио его заменит любимый барабанщик саксофониста и многолетний участник его коллективов — Элвин Джонс.
John McLaughlin – guitar
Joey DeFrancesco – Hammond organ
Elvin Jones – drums
Следующий альбом The Promise 1995-го — это, своего рода, очередной итог творчества. Все треки записаны с разными приглашёнными музыкантами, из-за этого альбом получился слегка эклектичным. Хотел бы обратить внимание на участие недавно покинувшего этот мир гитариста Джеффа Бека на первом треке. Впрочем, предлагаю, самостоятельно поизучать список участников — там много интересного.
John McLaughlin – acoustic guitar, electric guitar, keyboards, MIDI guitar
Nishat Khan – sitar, vocals
Mariko Takahashi – vocals
Jim Beard – keyboards
Yan Maresz – arranger, acoustic bass guitar, bass guitar
James Genus – bass guitar
Pino Palladino – bass
Don Alias – percussion
Zakir Hussain – tabla
Dennis Chambers – drums
Vinnie Colaiuta – drums
Mark Mondesir – drums
Guest Artists
Jeff Beck – electric guitar (track 1)
Michael Brecker – tenor sax (track 6)
Joey DeFrancesco – Hammond organ, trumpet (track 4)
Al Di Meola – acoustic guitar (track 5)
Trilok Gurtu – percussion (track 7)
Tony Hymas – keyboards (track 1)
Paco de Lucía – acoustic guitar (track 5)
David Sanborn – alto sax (track 10)
Sting – bass (track 8)
Думаю, правильно будет этой "итоговой" работой и закончить сегодняшнее повествование. Сегодня мы наблюдали как последний раз "сломался" гитарный голос гитариста. Именно в 90-е он обрёл свой узнаваемый, ни на что не похожий сегодня электрический саунд. С новым звуком гитарист возьмётся развивать новый электро-фьюжн, но об этом мы поговорим в следующий раз.
Хотите ещё?
Биографии джазовых музыкантов:
Попытка объять развитие джаза 70-х в США:
Биография Роберта Фриппа:
Если понравилось, не забудьте подписаться!