Найти в Дзене
музыка | filumjazz

Лонгрид. Шаг вперёд. John McLaughlin. Часть четвёртая. Фламенко

Этот текст писал для канала БиС год назад. Пришло время опубликовать его здесь.

В предыдущих сериях:

Очень важный рубеж карьеры Джона Маклафлина — эпоха фьюжн 70-х — позади. Вообще, справедливости ради, нужно отметить, что после бурного десятилетия 70-х относительное затишье в карьере Маклафлина объясняется его переездом в Европу. Всё-же центром мировой джазовой жизни и сейчас ещё является США, а в то время это было железно и если вы покидали американскую сцену на время вашу нишу сразу же замещали другие имена.

Джон Маклафлин. Фото с обложки пластинки Belo Horizonte (johnmclaughlin.com)
Джон Маклафлин. Фото с обложки пластинки Belo Horizonte (johnmclaughlin.com)

После начала участия в гитарных трио, начатых Ларри Кориеллом, и знакомством с фламенко гитаристом Пако Де Люсия, сольное творчество Джона какое-то время будет тяготеть к слиянию джаза и фламенко. Кроме того, что британец некоторое время не будет выпускать из рук акустическую гитару, его манера игры на ней тоже изменится: в его арсенале появится большое количество приёмов и узнаваемых ликов фламенко.

В 1981-м году во Франции выйдет его альбом, пронизанный новой эстетикой — Belo Horizonte. Этот альбом будет записан с местной джаз-роковой группой The Translators.

Обложка альбома John McLaughlin - «Belo Horizonte»
Обложка альбома John McLaughlin - «Belo Horizonte»

1. "Belo Horizonte" – 4:28
2. "La Baleine" – 5:58
3. "Very Early (Homage to Bill Evans)" (Evans, McLaughlin) – 1:12
4. "One Melody" – 6:27
5. "Stardust on Your Sleeve" – 6:03
6. "Waltz for Katia" – 3:26
7. "Zamfir" – 5:47
8. "Manitas d'Oro (For Paco de Lucia)" – 4:13

John McLaughlin – acoustic, electric & baritone guitars
Paco de Lucía – acoustic guitar
Tommy Campbell - drums & percussion
Jean Paul Celea – bass guitar, acoustic bass
François Couturier – Fender Rhodes electric piano, synthesizers
Jean-Pierre Drouet – percussions
Augustin Dumay – violin, vocal
François Jeanneau – tenor & soprano saxophones
Katia Labèque – piano, synthesizer
Steve Sheman – percussion

Среди участников коллектива будущая пассия Джона Катя Лабек, ставшая его соратницей на ближайшие годы.

Джон Маклафлин и Катя Лабек
Джон Маклафлин и Катя Лабек

С группой The Translators выйдет ещё одна пластинка Джона в 1982-мMusic Spoken Here. Плейлист целиком.

Обложка альбома "Music Spoken Here"
Обложка альбома "Music Spoken Here"

1. "Aspan" (John McLaughlin) – 5:42
2. "Blues for L.W." (McLaughlin) – 6:21
3. "The Translators" (McLaughlin) – 2:38
4. "Honky-Tonk Haven" (McLaughlin, Shankar) – 4:08
5. "Viene Clareando" (Segundo Aredes, Atahualpa Yupanqui) – 0:32
6. "David" (McLaughlin) – 7:47
7. "Negative Ions" (McLaughlin) – 3:52
8. "Brise De Coeur" (McLaughlin) – 5:20
9. "Loro" (Egberto Gismonti) – 2:11

John McLaughlin – guitar
Katia Labèque – keyboards
François Couturier – keyboards
Jean Paul Celea – bass
Tommy Campbell – drums

Как видите, Джон играет на классической гитаре в посадке фламенко-гитариста (нога на ногу). Кстати, обратите внимание на красавицу-пианистку на видео — это и есть подруга Джона — Катя Лабек.

Вообще, все описываемое время Джон параллельно занят в успешном гитарном супер-трио с Элом Ди Меолой и Пако Де Люсия. Прошлая заметка была об этом, поэтому здесь повторяться не буду.

Если помните, Джон никогда не зацикливался подолгу на одном звучании. Несмотря на успех акустической гитары, пришло время продолжить электрические эксперименты. К этому времени технический прогресс внутри музыкальной индустрии значительно шагнул вперёд: 80-е — это десятилетие цифровых синтезаторов. Новые технологии коснулись не только клавишных инструментов, появились аналого-цифровые преобразователи для привычных аналоговых инструментов, что позволило, например, на гитаре использовать кассы цифровых синтезаторных сэмплов, например, извлекать из гитары звуки духовых инструментов или звуки фортепиано.

Для этих экспериментов Джон собирает группу Mahavishu (без Orchestra). Главным, кто присоединится к группе будет барабанщик первого состава Mahavishnu Orchestra Билли Кобэм. В качестве второго основного солиста выступит саксофонист Билл Эванс.

Альбом Mahavishnu 1984-го года:

Обложка альбома Mahavishnu - «Mahavishnu»
Обложка альбома Mahavishnu - «Mahavishnu»

John McLaughlin - Synclavier II, Digital Guitar, Les Paul Special
Mitchel Forman - Fender Rhodes, Yamaha DX7, Yamaha "Blow Torch" Piano on "Clarendon Hills"
Jonas Hellborg - Fretless Bass Guitar, Fretted bass guitar
Bill Evans - Tenor Saxophone, Soprano Saxophone, Flute
Billy Cobham - Drums, Percussion

Additional personnel:
Danny Gottlieb - Percussion
Hari Prasad Chaurasia - Flute on "When Blue Turns Gold"
Zakir Hussain - Tabla on "When Blue Turns Gold"
Katia Labeque - Synclavier II with Velocity/Pressure Keyboard (VPK), Yamaha DX7, and Acoustic Piano on "When Blue Turns Gold"

Новое звучание лишь отдалённо напоминает легендарный Mahavishnu Orchestra 70-х. Вся музыка сделана в эстетике новой музыки электро-фьюжн и больше напоминает поздние альбомы Майлза Дэвиса. Очень возможно, что это и не случайность, ведь именно в этот период возобновляется дружба и сотрудничество гитариста с великим трубачом.

Джон будет участвовать в записях двух последних альбомов Майлза, записанных для Columbia: You're Under Arrest и Aura.

Но подробнее мне хотелось бы отметить его работу в качестве приглашённого гитариста в сольной записи для лейбла ECM бывшего перкуссиониста группы Shakti Закира Хуссейна. В 1986-м году на западногерманском лейбле, уже известным к этому времени своим уникальным воздушным звучанием, выйдет альбом Making Music. Его игра здесь очень атмосферна и вполне медитативна, чем-то напоминает его гитару в альбоме Майлза Дэвиса In A Silent Way.

Обложка альбома Zakir Hussain - «Making Music»
Обложка альбома Zakir Hussain - «Making Music»

Zakir Hussain — tabla, percussion, voice
Hariprasad Chaurasia — flutes
Jan Garbarek — tenor saxophone, soprano saxophone
John McLaughlin — acoustic guitar

В том же 1986-м году Джон примет участие в озвучании музыки саундтрека к фильму Round Midnight, которую напишет пианист Херби Хэнкок и даже снимется в некоторых эпизодах фильма.

Упоминание об этой работе Херби Хэнкока было в очередной заметке о пианисте осенью прошлого года:

В 1987-м году выйдет второй и последний альбом проекта Mahavishnu (без Orchestra) Adventures in Radioland.

Обложка альбома John McLaughlin With Mahavishnu - «Adventures in Radioland»
Обложка альбома John McLaughlin With Mahavishnu - «Adventures in Radioland»

1. "The Wait" Jim Beard 5:35
2. "Just Ideas" Mitchel Forman 2:00
3. "Jozy" McLaughlin 5:25
4. "Half Man - Half Cookie" Bill Evans 2:56
5. "Florianapolis" McLaughlin, Forman 5:21
6. "Gotta Dance" McLaughlin 4:18
7. "The Wall Will Fall" McLaughlin 6:00
8. "Reincarnation" McLaughlin 2:57
9. "Mitch Match" Forman 3:54
10. "20th Century Ltd" McLaughlin 2:31

John McLaughlin – guitars
Danny Gottlieb – drums
Jonas Hellborg – bass guitar
Bill Evans – saxophones, keyboards (4)
Mitchel Forman – keyboards

Как видим Билли Кобэма сменит таки Дэнни Готлиб за ударной установкой. Группа по звучанию продолжит развиваться в ранее заданном направлении электро-фьюжн.

Кроме проекта Mahavishnu у Джона Маклафлина будет ряд концертов в дуэте с басистом коллектива Йонасом Хельборгом. Студийный альбом дуэт после себя не оставит, но останутся видеозаписи с концертов. В отличии от Mahavishnu в дуэте Маклафлин будет использовать акустическую гитару.

Кроме дуэта с басистом проекта Mahavishnu, Маклафлин в 1987-м пересечётся в совместных концертах в дуэте с испанским фламенко-гитаристом Пако Де Люсия, участником великого гитарного трио начала 80-х.

Но главной работой десятилетия для гитариста, подводящей черту под его многолетним увлечением фламенко, станет концерт The Mediterranean — это поистине грандиозная работа. Пожалуй, это главный из многочисленных "ответов" джазовых музыкантов испанскому композитору Родриго и его Аранхуэзскому концерту для гитары с оркестром. Если помните, впервые Майлз Дэвис запустил этот флешмоб ещё в 60-х с выпуском альбома Scetches Of Spain. Материал для концерта был сочинён Джоном и состоял из пьес непосредственно концерта для гитары с оркестром и дуэта фортепиано и гитары. Если вы догадались, партнером-пианистом выступила его подруга-француженка Катя Лабек. В качестве оркестра выступил коллектив Лондонского симфонического оркестра.

Живое выступление с концертной программой:

Так же программа была запечатлена в студии для пластинки, которая вышла в 1988-м году под названием The Mediterranean. В общем доступе треков с альбома найти мне не удалось, но справочную информацию об альбоме дам:

Обложка пластинки The Mediterranean
Обложка пластинки The Mediterranean

Concerto for guitar & orchestra ("The Mediterranean")
1. Rhythmic — John McLaughlin — 11:59
2. Slow & Sad — John McLaughlin — 15:34
3. Animato — John McLaughlin — 08:42

Duos (5) for guitar & piano
4. Brise de Coeur — John McLaughlin — 07:46
5. Montana — John McLaughlin — 04:28
6. Two Sisters — John McLaughlin — 03:54
7. Until Such Time — John McLaughlin — 04:30
8. Zakir — John McLaughlin — 04:12

John McLaughlin - Guitar, Producer
Katia Labèque - Piano
London Symphony Orchestra - Orchestra
Michael Tilson Thomas - Conductor

На этом увлечение звучанием фламенко для гитариста не исчерпано, но пик его, определённо, достигнут. Сумел ли он своей работой затмить композиторский гений Родриго — это вопрос, но доказать всему миру, что его гитара зазвучала вполне по-испански, думаю, удалось.

Хотите ещё?

Биографии джазовых музыкантов:

Попытка объять развитие джаза 70-х в США:

Биография Роберта Фриппа:

Если понравилось, не забудьте подписаться!

#filumjazz