Найти тему
Клуб "У-ЧУ"

Ребёнок и творчество: зачем детям искусство и почему важно давать им свободу.

Сознательный взрослый в наше время сам распределяет свои ресурсы, сам выбирает хобби — опираясь на собственный опыт и интересы. За детей же обыкновенно решают родители, что, в общем-то, привычно. Но всегда ли правильно?


Начнем издалека - зачем детям вообще лепить, вырезать, рисовать, исследовать историю искусств, создавать своими руками художественные объекты?
Какая ребёнку польза от занятий творчеством? Помимо банального развития мелкой моторики и усидчивости, есть менее очевидные, но очень важные пункты:

Расширяется диапазон возможностей. Первое, что запоминают дети — это новые слова. В мире искусства множество разных терминов, а действия, которые совершает юный творец, носят самые разные названия. Когда ребёнок запоминает, что именно он делает для создания объекта, он формирует логические цепочки и начинает шире видеть мир своих умений.

Значимость собственного выбора. Изучая работы из мира искусства, ребёнок начинает придумывать идеи сам. Это, во-первых, развивает абстрактное мышление, а во-вторых, наглядно показывает юному художнику, что от его выбора непосредственно зависит финальный вид работы. А значит, он здесь главный, самостоятельный и немножко уже взрослый.

Доступный избранным язык искусства — это, по большей части, язык эмпатии. Исследуя картину, ребёнок проникается историей и сопереживает персонажам. Создавая собственные миры, он населяет их живыми героями, за чувства и характеры которых становится ответственным.

Эмоциональный интеллект. Искусство позволяет поднимать важные и сложные темы с помощью образов. Чем старше становится ребёнок, тем более замысловатыми становятся те переживания и чувства, которые он осмысляет. Умение выражать их с помощью творчества — важный навык, способный помочь в выборе вкрадчивого подхода к исследованию себя, мира, нашей повседневности.

Широта мысли. Изучение творческих дисциплин помогает детям лучше ориентироваться в мире современной, быстро меняющейся культуры. Понимание основ, попытки самостоятельных поисков в этом поле дают не только базовые знания, но и возможность мыслить широко, опираясь на многогранный опыт.

-2



А
свобода непосредственно связана с комфортным для ребёнка освоением всех вышеперечисленных навыков. Под вечным давлением и в очень узких рамках ребёнок, конечно, не сможет познакомиться ни с самим собой, ни с удивительным миром свободного творчества и всеми вытекающими «бонусами».

Когда мы освобождаем ребёнка от любых ограничений в творчестве, мы позволяем ему обрести уверенность в себе и своих компетенциях, развить свой эмоциональный интеллект, почувствовать себя нужным, сопричастным, стать самостоятельным человеком.

Ребёнок, если его верно направить, не будет искать ответы извне, и, в попытках самостоятельно решить задачу,
он обязательно пойдёт собственной дорожкой, о которой мы бы порой даже не подумали.