Найти в Дзене
АВТОМОБИЛЬНОСТЬ

Почему краны-манипуляторы из Европы и Азии такие разные? История развития КМУ

Оглавление

Сейчас крано-манипуляторная установка (КМУ) – популярный вид спецтехники, которая осуществляет захват, подъем и перемещение груза. КМУ используют повсеместно для выполнения самых разнообразных задач для строительных, сельскохозяйственных, коммунальных нужд.

телескопическая КМУ НКТС на шасси Isuzu FVR34
телескопическая КМУ НКТС на шасси Isuzu FVR34

Когда и где появилась первая крано-манипуляторная установка? Как развивался этот вид спецтехники? Почему у азиатских и европейских производителей разные типы КМУ? Ответы на эти вопросы вы узнаете совсем скоро.

Начнем издалека. Первая идея объединить автомобильное шасси с подъемным устройством реализовалась в автокране еще в 19 веке. Автокраны, предшественники крано-манипуляторных установок, были громоздкими, поэтому появилась потребность в создании более компактного устройства, который бы имел схожий функционал и был способен работать в более тесных условиях.

вот так выглядел один из первых кранов-манипуляторов
вот так выглядел один из первых кранов-манипуляторов

Первые КМУ начала производить шведская компания HIAB. Прототип создал конструктор Эрик Сундин, а серийное производство началось в 1947 году. Спустя некоторое время – в 50-х годах 20 века крано-манипуляторные установки начали делать и в восточной части света – в Японии, в компании TADANO.

КМУ TADANO до сих пор успешно существуют на рынке
КМУ TADANO до сих пор успешно существуют на рынке

Традиционно в Европе производили шарнирно-сочлененные, они же коленчатые КМУ , в то время как в Азии – телескопические, или тросовые, установки. Почему так?

Все дело в том, что оба типа установок создавались совершенно независимо друг от друга. По сути это разные устройства по конструкции, определенные в общую группу спецтехники из-за схожего функционала.

В Европе – узкие улочки с плотной застройкой. Поэтому требовалось создать максимально компактное устройство – и действительно, коленчатые КМУ в сложенном виде занимают немного места на шасси и позволяют автомобилю быть маневренным. Поэтому такая конструкция стала традиционной для европейских производителей КМУ.

КМУ от европейского производителя FASSI
КМУ от европейского производителя FASSI

Японцам же, по-видимому, показалось самым оптимальным вариантом создать крано-манипуляторную установку с выдвижной стрелой. И постепенно использование телескопических КМУ стало именно азиатской особенностью – позже они начали производиться в Южной Корее и Китае.

Несмотря на то, что начали появляться гибридные модели, сочетающие в себе шарнирно-сочлененную стрелу с телескопической последней секцией, даже сейчас сохраняются различия в конструкции КМУ у европейских и азиатских производителей спецтехники, потому что изначально они шли по разному пути развития.

шарнирно-сочлененная КМУ (слева) и телескопическая (справа)
шарнирно-сочлененная КМУ (слева) и телескопическая (справа)

Ровно так же нельзя однозначно сказать, какая конструкция КМУ лучше – коленчатая или телескопическая. Нужно смотреть, под какую задачу больше подойдет тот или иной тип КМУ.

Например, телескопическая установка успешнее справится с увесистыми, но компактными грузами, а крупногабаритные грузы лучше «поручить» коленчатой КМУ. Также коленчатый тип установки легче преодолевает препятствия. Но тросовые КМУ более точны в позиционировании груза.

Немаловажную роль может сыграть и стоимость устройства – коленчатые КМУ как правило дороже. В любом случае – выбор остается за вами.

А какие КМУ предпочитаете вы? Поделитесь в комментариях.

Подписывайтесь на наши аккаунты в социальных сетях, там вся актуальная информация о коммерческой технике:

Instagram YouTube Facebook Telegram

Сайт грузовой техники Hyundai - Сайт грузовой техники ISUZU