Найти тему
Маньяк планирования

Чек-лист: 7 шагов как составлять бюджет на месяц

Оглавление

В конце каждого месяца я делаю это) Составляю бюджет на следующий месяц! В Дзене сейчас проходит интересный проект «Начать с чистого TO DO листа», в рамках которого я подготовила специальный эксель-шаблон и на своём конкретном примере предлагаю пошагово пройти по процессу создания бюджета на месяц как по чек-листу.

Чтобы вам было удобно работать, я подготовила шаблон таблицы, по которой веду бюджет своей семьи. Если вы захотите им воспользоваться, просто перейдите по ССЫЛКЕ, нажмите сверху в строке меню Файл, затем Создать копию, и в уже созданной копии сможете вносить свои значения.

1. Составить базовый план расходов

В первую очередь надо составить, хотя бы приблизительно, базовый усреднённый план затрат по категориям. Если вы уже ориентируетесь в тратах или ведёте хотя бы приблизительные записи - это уже хорошо, значит базовый план будет опираться на эти знания.

Если до этого момента вы никогда не фиксировали свои траты и слабо ориентируетесь в том, сколько вам надо денег на транспорт, еду, одежду или любую другую категорию - то ничего страшного! Начните с предположений. Не бойтесь ошибиться! Бюджет - это не вылитая в бетоне истина, это гибкая система, которая создаётся, чтобы вы лучше ориентировались и могли легко адаптировать его под изменяющиеся обстоятельства. Поэтому тут не столь важно сразу же составить безошибочный бюджет, который сойдётся копейка-в-копейку (спойлер: такого не произойдёт никогда! :)), сколь важно в принципе начать заниматься бюджетированием, планированием, управлением своими финансами, привить себе привычку анализировать траты и ориентироваться на заданные параметры.

Для тех, кто впервые составляет бюджет, по ссылке шаблона я привела список категорий, по которым можно разложить свой бюджет. Если для вас что-то лишнее или, наоборот, чего-то не хватает - смело удаляйте, добавляйте и корректируйте под себя!)

2. Определить важные события будущего месяца

После того, как мы составили каркас бюджета, мы начинаем «нанизывать» на него дополнительные детали) Подумайте, какие тематические и специальные события будут ждать вас в следующем месяце? Это могут быть:

  • дни рождения близких членов семьи (значит траты на празднование и подарки);
  • дни рождения друзей и коллег (траты на подарки);
  • знаковые события по работе (увольнение, повышение и т.д., а значит траты на угощение).

Пропишите такие события дополнительно и запланируйте необходимые траты.

3. Определить сезонные мероприятия

Дальше надо подумать о тех действиях, которые надо будет сделать в следующем месяце в зависимости от сезона.

Например, если речь идёт о межсезонье (март-апрель) - то в этот период надо будет поменять резину на автомобиле, сдать зимнюю верхнюю одежду в химчистку и т.д.

Если речь идёт о мае - то у меня тут добавляется стирка штор, мытьё окон. А, например, в июне я отправляю детей на летний отдых, поэтому буду планировать траты, связанные с этим.

В шаблоне под таблицей я прописала определённые события, которые привязаны к сезону, вы можете дальше дополнять этот список под себя.

4. Добавить статью расходов «Непредвиденное»

И вот начинается самая магия конструирования бюджета) Многие сетуют, что как бы ты не запланировал свои траты, они ВСЁ РАВНО будут больше, чем ты задумывал. Всё время возникают какие-то форс-мажорные обстоятельства, о которых не подозревал ещё месяц назад. Плохая новость заключается в том, что это неискоренимо! Невозможно всегда всё знать заранее, и так будет происходить постоянно. Хорошая новость состоит в том, что хоть непредвиденное нельзя предвидеть, но можно предвидеть, что непредвиденное произойдёт :))

Мы просто будем с вами в свой бюджет добавлять дополнительную статью затрат, которую так и назовём «Непредвиденное». Это будет своего рода страховочный фонд на случай превышение нашего бюджета.

Сколько денег заложить на эту статью? Это зависит от степени проработки вашего бюджета, вашего опыта в планировании и в целом предсказуемости жизни. Например, у меня детализация планирования очень высокая, у меня есть дополнительные страховочные счета на разные цели, у меня большой опыт и аналитика по прошлым годам, когда и сколько я тратила, поэтому степень «предсказания» у меня очень высокая. Так что на непредвиденное я закладываю совсем немного, всего 3-5% от общего бюджета.

Если же вы только начинаете свой путь финансового планировщика, советую закладывать на эту статью не менее 15%.

5. Составить базовый план доходов

Вот про этот пункт многие забывают! Почему-то принято считать, что самое главное - это запланировать расходы. Но нет! Самое главное - это не забывать, что у нас есть доходы) и их тоже надо планировать, учитывать и наблюдать, как они растут и множатся)

Подумайте, какие доходы планируете получить в следующем месяце. Вспомните не только основную зарплату, но и различные выплаты, подарки на день рождения, дополнительный доход и т.д.

В шаблоне указала расширенный список вариантов источников дохода, если вдруг какой-то не подходит вам - можно удалить строку, и параллельно задуматься, как сделать так, чтобы этот источник дохода всё-таки появился!)

6. Скорректировать бюджет с дефицитного на профицитный

Итак, мы проделали всю важную подготовительную работу! Теперь можем приступать к процессу отладки и корректировки для доведения своего бюджета до идеального, то есть профицитного. Скорее всего, сразу как только вы будете сопоставлять расходную и доходную часть, вы увидите, что расходы превышают доходы! Без паники, это нормально)

Задача - если доходы увеличить нет возможности, следует пересмотреть расходы таким образом, чтобы оптимизировать траты и «уложить» их в сумму планируемого дохода. Я не люблю слово «экономия», но вот «оптимизация» - это именно то, что надо.

Например, в питании можно лучше продумать меню и систему закупки продуктов, чтобы не тратить лишние деньги на переплату в дорогих магазинах или перекусы в кафе.

В транспорте - продумать систему логистики так, чтобы меньше приходилось заказывать такси.

Досуг - есть огромное количество приложений, где можно найти интересные варианты по адекватным ценам, просто потратив немного усилий для поиска и подбора лучшего варианта.

Внимательно пройдите категорию за категорией и добейтесь того, чтобы ваш бюджет стал профицитным: то есть доходы должны превышать планируемые расходы. И чем больше будет эта разница - тем лучше!

7. Определить сумму накоплений

И последний шаг по последовательности, но ПЕРВЕЙШИЙ ПО ВАЖНОСТИ! Это то, ради чего в принципе надо вести бюджет и управлять своими финансами - формирование своего капитала, накоплений.

После того как вы отбалансировали свой портфель и сделали его профицитным, вы должны чётко понять, каким образом распорядитесь полученной разницей. Помните, что ваша зарплата - это не ваши деньги, вы отдадите эти деньги врачу, тренеру, продажу продуктов и т.д. Ваши деньги - это только те деньги, которые вы сохраните и заставите работать на себя!

Потратить разницу в профицитном бюджете можно на следующие варианты:

  • формирование Резервного фонда и Стабфонда
  • инвестиции в акции и облигации
  • формирование первоначального взноса для покупки недвижимости и т.д.

__________________

Итак, поздравляю! Мы шаг за шагом прошли с вами по чек-листу создания своего бюджета на месяц. Если проделывать эту процедуру регулярно, поверьте, уже через полгода вы сможете существенно изменить своё финансовое состояние к лучшему. Попробуйте!)

Еще больше чек-листов на любые темы ищите по ссылке dzen.ru/about/todolist/ Создавайте и выполняйте свои чек-листы по ссылке dzen.ru/about/todolist / Заполняйте свои чек-листы и внедряйте новые привычки 💪

Семейный бюджет
0