Здравствуйте, уважаемые читатели!
Одним из самых значимых событий 2022 года стало подписание федерального закона об организации перевозок пассажиров. Поэтому давайте разберёмся в том, как это изменит сферу таких услуг как такси. Будут ли пассажиры в большей степени юридически защищены? Станет ли выгодней работать водителям такси?
Требования к автомобилю такси
В статье 9 описываются требования к автомобилю, который будет работать в такси [1]. Автомобиль такси должен иметь на кузове нанесённую цветографическую схему из квадратов контрастного цвета, а на крыше - опознавательный фонарь оранжевого цвета.
В салоне такси должна содержаться следующая информация:
- о государственном регистрационном знаке автомобиля
- информация о перевозчике, а также данные водителя такси
- информация о номере записи в реестре перевозчиков такси
- информация о сроках действия разрешения на осуществление перевозок
- информация о контактном номере, по которому можно оставить жалобу
- информация о тарифах за перевозку
Я тут призадумался, была ли такая информация в такси, в которых я ездил в 2022 году... Данные о водителе точно были, а вот информация о тарифах содержалась в приложении агрегатора.
Требования к водителю такси
Относительно водительского стажа изменений не произошло - водитель такси должен иметь право управлять транспортным средством категории B на протяжении трёх или более лет. Однако добавляется важное условие - водитель такси должен заключить трудовой договор с перевозчиком или являться индивидуальным предпринимателем.
Водителем такси не может стать лицо, которое:
- повторно лишено права управления автомобилем
- не прошло аттестацию на знание инфраструктурных транспортных объектов и т.п.
- имеет непогашенную судимость
- имеет более трёх непогашенных административных штрафов
Если организаторы перевозок будут неукоснительно соблюдать эти требования, то количество водителей такси, систематически нарушающих ПДД, должно уменьшится. Напомню, что, например, работа в лондонском Black Cab предусматривает обучение, которое сопоставимо с получением высшего образования.
О размещении баз данных
Ещё одно важное дополнение, которое существенным образом повлияет на деятельность агрегаторов - технические средства, использующиеся для обработки и передачи заказов, а также базы данных должны размещаться на территории Российской Федерации.
О деятельности агрегаторов
До недавнего времени агрегаторы заказов занимали очень удобную нишу - получали прибыль, но не несли ответственность. Теперь в деятельности такого рода посредников наводится порядок.
В частности, теперь запрещено передавать заказы перевозчику, который не заключил договор со службой такси или водителю, который является работником такого перевозчика. Поэтому о такой подработке (раньше часто такое рекламировалось) как "часик потаксую после работы" придётся забыть.
Ещё один важный момент - служба заказа легкового такси теперь несёт солидарную ответственность в случае, если у лица, осуществлявшего перевозку отсутствовало разрешение на ведение деятельности и его действия стали причиной ущерба другим лицам. Т.е., например, агрегатор отправил заказ водителю, который решил подработать после работы, он стал виновником аварии и в таком случае агрегатор также будет нести ответственность.
Если реальный ущерб превышает сумму страхового покрытия по ОСАГО, то агрегатор несёт субсидиарную ответственность с перевозчиком. Что это означает? Если перевозчик не сможет внести сумму долга, то она будет взыскиваться с агрегатора.
Выводы
Работать в "серой зоне" таксоперевозок станет ещё сложнее. Агрегаторы наконец-то начнут нести ответственность, поэтому не в их интересах привлекать случайных водителей для выполнения функции перевозки пассажиров в такси.
Деятельность иностранных аграгеторов тоже будет под вопросом, поэтому рынок такси будет существенным образом переформатирован.
С большой долей вероятности это приведёт к уходу с рынка маленьких таксомоторных компаний или их поглощение более крупными, а также к удорожанию стоимости поездки, т.к. агрегатор в стоимости перевозки вынужден будет закладывать более высокие финансовые риски.
Другие мои статьи
Обучение на профессию таксиста в Black Cab Taxi: особенности британских традиций
Есть ли смысл работать в такси? Взгляд из провинции
С уважением, Юрий (kua1102)