Классический аутизм Каннера занимает около 8-10% во всем спектре аутистических расстройств.
В настоящее время большинство ученых признают многообразие факторов возникновения аутизма с преобладанием генетических предпосылок. С теорией наследственности тесно соприкасается теория нарушения развития головного мозга, в частности нарушение созревания и миграции нервных клеток в коре больших полушарий и подкорковых структурах, возникающие внутриутробно. Эти нейроморфологические изменения связаны с дефектами генов.
Некоторые исследователи подчеркивают роль перинатальных факторов в развитии аутизма: внутриутробные инфекции, применение лекарств с тератогенным эффектом, нарушения плацентарного кровообращения, кислородное голодание и пр. Выдвинут и ряд нейрохимических концепций, рассматривающих возникновение аутизма с точки зрения нарушения дофаминергической, серотонинергической, холинергической, опиатной и глутаматергической систем мозга.
Также существуют предположения о роли факторов внешней среды: некачественные продукты питания, возбудители инфекций, тяжелые металлы, химикаты, алкоголь, курение, наркотики.
У большинства детей аутизм начинает проявляться уже с первого года жизни (об этом можете подробнее прочитать в предыдущей статье "Начальные признаки аутизма у детей первого года жизни"). Однако лишь к 18-24мес. своеобразные отклонения в поведении, игре, речи, становятся настолько очевидны, что не остается никаких сомнений, что это признаки психических отклонений (об этом подробнее читайте в статье: "Раннее выявление аутизма и РАС"). К 3-5 годам клиническая картина аутизма становится все более выраженной и очерченной.
Классические симптомы аутизма Каннера (по МКБ-10):
- отгороженность от внешнего мира, невозможность устанавливать контакты с другими людьми;
- игнорирование других людей при обращении к ребенку по имени при хорошем слухе;
- неадекватное реагирование или отсутствие реакций на эмоции других людей;
- нежелание и неумение изменять свое поведение в зависимости от обстоятельств, задержка в формировании социальных навыков;
- стереотипная, своеобразная игра с неигровыми предметами, увлеченность картами, схемами, знаками, энциклопедиями;
- задержка развития речи или, наоборот, ранее развитие, "граммофонная", безынтонационная речь, склонность к бесплодному мудрствованию, рассуждательству, эхолалии, задержка развития "Я" и употребления личных местоимений;
- страх перемен, стремление придерживаться строгого порядка во всем: режиме дня, маршрутах, еде, одежде, обстановке.
Моторику детей с аутизмом отличают неуклюжесть, угловатость, замедленность, плохая координация, диспластичность и при этом импульсивность. Часто наблюдаются вычурные позы, повторяющиеся движения, ходьба на цыпочках, задержка развития тонкой моторики.
Особое место стоит уделить нарушениям речи. Независимо от срока ее появления и уровня развития ребенок не использует речь как средство общения, не задает вопросы и не отвечает на вопросы окружающих. В то же время активно развивается монологичная речь, "для себя", наполненная эхолалиями - текстами рекламы, фразами из мультфильмов. Иногда это может быть особая речь - сплав слогов, звуков, напоминающих "птичий язык". Произношение монотонное, скандированное, иногда даже вычурное. Также страдает грамматический и синтаксический строй, о себе долго говорят во втором и третьем лице. В активном словаре нет слов, относящихся к близким людям ("мама", "папа"). Часто речевые нарушения могут осложняться алалиями ( подробнее читайте в предыдущей статье "Алалия").
Л.Каннер подчеркивал, что большая часть аутистов имеет сниженный интеллект, но в то же время часть из них обладает нормальным интеллектом или даже одаренностью в отдельных функциях.
Аутичных детей отличает повышенная чувствительность в сфере ощущений. Обычные цвета для них слишком яркие, грубые, а привычные звуки -раздражающие. Первично положительные эмоции часто переходят в отрицательные. Эмоциональный фон с тревожным оттенком и многочисленными страхами.
Для аутистов характерна парадоксальность и противоречивость переживаний. Например, безразличие к окружающему сочетается с упрямством и негативизмом; непонимание людей и их переживаний - с повышенной ранимостью; непереносимость общения - с симбиотической привязанностью; отгороженность - со страхом одиночества; безразличие к окружающему - с непереносимостью изменений вокруг; чрезмерная осторожность - со стремлением брать все в рот; сложности в усвоении элементарных навыков - с умением пользоваться сложными приборами.
Помимо аутистических симптомов в клинической картине болезни также могут наблюдаться: кататонические замирания, различные навязчивости, сверхценные, узконаправленные интересы, специфические игры, страхи, нарушения сна, приступы агрессии, самоповреждения, сниженный инстинкт самосохранения.
В процессе развития у многих детей с аутизмом наблюдается сглаживание или изменение симптомов: снижается особая чувствительность к звукам, реже беспокоят страхи, проблемы со сном, ослабевает желание прикасаться к предметам и окружающим людям. Но все же сохраняются проблемы социализации, общения и интересов. Постепенно ребенок способен развить достаточно прочные связи с родителями, братьями или сестрами.
Многие дети могут измениться в лучшую сторону еще в дошкольный период при должной коррекции. Улучшается их социальная адаптация, они лучше понимают обращенную речь, могут устанавливать контакты, но отсутствие взаимности в понимании чувств и эмоций у них сохраняется.
У некоторых детей социальное развитие становится лучше в подростковом возрасте. Примерно у 40%, наоборот, наблюдается нарастание психопатологической симптоматики: все больше замыкаются в себе, чаще становятся вспышки ярости и аутоагрессии.
К взрослому возрасту формируются устойчивые модели поведения с преобладанием замкнутости, избеганием взаимодействия. Другие же, наоборот, стремятся получить внимание, но делают это особым, неприемлемым обычному человеку способом, из-за чего остаются непонятыми. Третьи пассивно принимают общество других людей, но все же переживают изменения окружающей обстановки.
Прогноз аутизма Каннера зависит от тяжести заболевания, наличия сопутствующих неврологических проблем. Еще одним важным критерием является степень речевых и интеллектуальных нарушений. Если ребенок к 5-6 годам имеет относительно развитую речь и IQ не ниже 70б, то можно рассчитывать на благоприятный прогноз. При отсутствии должной коррекционной помощи около 70% детей с аутизмом становятся инвалидами и не могут обходиться без посторонней помощи. Также ряд исследований установили, что 5% больных аутизмом не имеют отклонений во взрослом возрасте, от 5-15% - имеют пограничные психопатологические расстройства, у 16-25% - сохраняются психические отклонения, которые поддаются лечению, а у 60-75% - прогноз остается неблагоприятным.