Найти тему
Виктория Шухат

Как не брать на себя лишее. Что делать, если приходят дополнительные задачи?

Оглавление

Когда Вы последний раз перечитывали свою должностную инструкцию?

90% сотрудников читают свою должностную инструкцию два раза: при трудоустройстве и при увольнении, если оно происходит не по доброй воле. Еще 9% пишут эти инструкции. И только 1% трудится в их строгих рамках.

В большинстве случаев функционал шире, чем прописанный в должностной. Но, когда задачи выходят и за рамки устоявшихся функций, и Ваших возможностей, то вполне понятным становится возмущение: "Это не мое дело! Оно сверх моих обязанностей".

Как быть, если Вас заставляют делать чужую paботу? Если задачи от руководства прилетают чаще, чем Вы успеваете моргнуть?

Варианты, как реагировать, зависят от того, что и почему Вам поручают.

Нужно ответить на несколько вопросов:

1. Чья задача?

  • Коллеги, который сейчас в отпуске или на больничном.

Обычно, передача дел должна происходить бесшовно, согласно принятым в организации стандартам. Сегодня Вы страхуете коллегу, завтра он заменяет Вас.

Если, происходит что-то, нарушающее обычный порядок, то можно уточнить вопрос доплат, перераспределения обязанностей.

То же соблюдается и в случае совершенно чужих, неинтересных обязанностей. Обязательно надо выяснить, почему Вас просят это сделать.

Если это часть корпоративной культуры, то выбор простой: Вы либо принимаете это и выполняете, потому что так принято, либо покидаете компанию.

Если так не принято, и Вам это поручают, потому что Вы лучше справитесь, то имеете право на вознаграждение и расширение полномочий.

  • Задача Вашего руководителя

Это задача обычно делается боссом или вообще никогда и никем.

Сразу стоит выяснить ряд вопросов - разовое это задание или расширение должностных обязанностей.

Разовое задание стоит выполнять в обязательном порядке. Еще лучше, если оно развивающее и поможет приобрести связи или навыки. Достаточно часто, особенно в крупных организациях, из разовой задачи может вырасти целая служба.

Поэтому, даже если задача Вам не нравится, подумайте о перспективах и выполните все на хорошем уровне.

Если речь идет о новых обязанностях, то имеет смысл обговорить дополнительную оплату и иметь под рукой список Ваших текущих задач в трудочасах.

То же нужно сделать, если у новых задач нет определенного срока, то есть вас просят временно их выполнять. Помните, нет ничего более постоянного, чем временное, - оговаривайте оплату и возможность найма новых сотрудников под эти задачи.

Лучше это сделать сразу, потом может быть сложнее или невозможно. Все привыкнут, что Вы справляетесь.

  • Задача подчиненного

В этом случае нет оснований отказаться.

Ваши подчиненные - это Ваши руки. Почему они не справляются с задачами? Вы отвечаете за командный результат, а потому все дела подчиненных - автоматически Ваша зона ответственности.

2. Зачем она стратегически мне нужна?

Этот вопрос формулируется для себя, а не для нападок на руководителя. Произносить его вслух не стоит.

Бывает, что руководство готовит себе замену или сотрудника планируют перевести на другой участок с повышением. Речь может идти о скорых кадровых перестановках, и руководство смотрит на сотрудников, как на внутренних кандидатов для расширения функционала и полномочий.

Иногда так выглядит негласный экзамен: справитесь ли Вы с новым проектом и как будете реагировать. Возможно, новая задача позволит Вам наладить взаимодействие с новыми людьми, подтвердить свою блестящую репутацию специалиста.

Не подведите себя и ожидания руководства.

Обратная ситуация задачи - это проверка на профпригодность. В таком случае, выполнение задачи тем более важно. Вы по ее итогам вполне можете оказаться за порогом предприятия.

3. Почему я?

Предыдущие 2 пункта показали неутешительный результат: обязанности не имеют к Вам отношения, доплаты за них не будет, как и развития. Повышение тоже не намечается.

Нужно выяснить критичность задачи. Это невыполнение - катастрофа для предприятия, то выполнить нужно.

Нельзя это превращать в постоянную практику. Вы не волшебник, чтобы постоянно "тучи разводить руками". Тут надо оценивать общую ситуацию, которая постоянно приводят к таким форс-мажорам. Это нужно озвучить руководству, подсветить критические точки, если Вы их видите.

Обсудите с начальником тот факт, что Вы перегружены. Торгуйтесь. Просите помочь расставить приоритеты в Вашей основной деятельности.

Как же правильно реагировать, если прилетают задачи?

Обижаться, обсуждать с коллегами свою тяжкую долю, нападать и швыряться бумагами, а тем более саботировать исполнение - подходит для плана на увольнение.

Конструктивный путь - сразу же после получения новой задачи вступить в диалог с руководителем и выяснить, с чем связаны новые обязанности. Прямо оговорить сроки и Вашу нагрузку, возможное премирование или улучшение условий труда.

Только конструктивный путь может спасти от перегрузки. К сожалению, не всегда удается снизить нагрузку без конфликтов.

В первую очередь думайте о себе и своем будущем! Не всегда сверхусилия приводят к сверхрезультатам, гораздо чаще к выгоранию и усталости.