Найти в Дзене

Как зарабатывать на фрилансе

Оглавление

Привет! Снова говорим о деньгах. На этот раз обсудим, как можно зарабатывать на фрилансе.

Стоп машина

Мы говорим о собственном опыте и наблюдениях. Возможно, у кого-то всё по-другому, другая экономика и математика. В конце концов, вы наверняка тоже видели вот этих блогеров, которые «Привет, я таргетолог на фрилансе, научу тебя зарабатывать 500 тысяч уже со второго месяца». Нам кажется, они привирают, но, возможно, мы чего-то не знаем.

Фриланс — это продажа времени

Доход фрилансера зависит от двух вещей: сколько времени он может продать и по какой стоимости. Продал 80 часов по 500 ₽ — заработал 40 000 ₽, продал 100 часов по 1 000 ₽ — заработал 100 000 ₽.

Математика справедлива, даже если фрилансер работает не по часовой ставке, а продаёт услугу по фиксированной стоимости, например, статью за 10 000 ₽. Всё равно количество статей, которые один человек может написать за месяц, ограничено — значит, доход в такой модели тоже имеет предел и напрямую зависит от работоспособности человека.

Так что начнём с самой простой модели:

Доход = стоимость единицы производства x количество единиц

При работе по часовой ставке единица производства — час. При продаже фиксированной услуги — сама услуга. Для простоты дальше мы будем говорить именно о часах, потому что сами так работаем. Но часы легко перевести в любую другую удобную единицу измерения.

Стоимость единицы производства. Мы знаем исполнителей, которые берут за час 300 ₽, знаем и тех, кто просит по 3 000 ₽. Сама по себе ставка ещё ничего не значит, это просто оценка своей работы, которую вы предлагаете другим людям, а они соглашаются или отказываются.

В разных нишах стоимость часа обычно существенно отличается. Например, час работы таргетолога может стоить 500 ₽, а фотографа — 5 000 ₽. Значит ли это, что фотограф зарабатывает в 10 раз больше? Не факт.

Фотограф берёт деньги только за часы съёмки, но помимо этого он ещё обрабатывает фото, договаривается со студией, ищет гримёра, подбирает образы… В общем, делает кучу всего, о чём клиент и не догадывается. К тому же снимает не каждый день, а только по выходным.

Таргетолог же выставляет счёт буквально за каждый чих и может работать хоть 6 дней в неделю. В итоге час первого в 10 раз дешевле, но часов, за которые он получает деньги, в 10 раз больше. Заработают они одинаково.

Количество единиц производства. Раз мы оцениваем работу в часах, наша цель — продать как можно больше часов в рамках месяца: больше поработали — больше заработали. Если сотрудник останется в офисе на час дольше, это никак не повлияет на его доход. Если мы поработаем побольше, то дополнительно заработаем.

-2

Шесть маленьких кирпичиков по 7 монет — это как два больших кирпича по 21 монете. И наоборот

Стоимость и количество связаны неразрывно — и обратно пропорционально

Получается, основная стратегия повышения заработка — продавать больше часов за бо́льшие деньги. В теории просто, на практике — не особо. Если мы задерём ценник в два раза, потеряем существенную часть клиентов: они уйдут к тем, кто сделает ту же работу, но дешевле.

Ну и правила рынка никто не отменял: выше цена — ниже спрос. Чем дороже фрилансер оценивает час работы, тем сложнее ему себя продавать. Значит, количество проданных часов снижается. Доход при увеличении ставки может расти, а может и падать.

В экономической теории есть понятие «эластичность спроса». Оно описывает, как сильно меняется спрос при изменении цены, и помогает находить оптимальное соотношение стоимости и количества проданных единиц.

Например, мы продаём 10 единиц по 100 ₽. Умные экономисты подсчитали, что если мы опустим цену до 80 ₽, продадим 12 единиц. А если поднимем цену до 120 ₽, продадим 9. Нетрудно посчитать, что нам выгодно поднять цену: даже потеряв одного клиента, мы зарабатываем на 8 ₽ больше.

На фрилансе то же самое. Опускаем цену — получаем больше клиентов, но работаем задёшево. Поднимаем цену — работаем по хорошей ставке, но с меньшим количеством клиентов. Истина где-то посередине: в той ставке, при которой вы можете максимизировать произведение «стоимость единицы производства x количество единиц».

То есть нет смысла гнаться за высокой ставкой как таковой. Что толку заявлять, что час стоит 20 000 ₽, если его никто не покупает? Верно и обратное: если рабочее время разлетается по клиентам как пирожки, можно потихоньку наглеть и просить побольше.

-3

Цену фрилансер поднял, но больше не заработал. Математическая расшифровка: 50 000 ₽ x 4 = 200 000 ₽; 60 000 ₽ x 3 = 180 000 ₽

И как с этим быть?

Во-первых, экспериментировать. Предложить услуги сначала подешевле, потом подороже, потом ещё подороже. Нащупать баланс: за сколько берут, но при этом не отрывают с руками.

Наш опыт подсказывает, что стоит сначала увеличивать количество заказов, а потом уже поднимать стоимость. Конечно, можно и наоборот: сначала запросить больше денег, а потом уже думать, кому и как это продавать. Но такой подход нам кажется рискованным, поэтому мы идём первым.

Во-вторых, оценивать итоговый результат, а не промежуточные победы: получается ли систематически зарабатывать комфортное количество денег, но при этом не сходить с ума от количества работы. Продать 100 проектов по 2 000 ₽, чтобы заработать 200 000 ₽ — несложно, но где найти на них время?

Время стоит утилизировать как можно плотнее

Мы считаем рабочее время в течение дня и знаем, что работаем — вот прямо работаем, а не сидим в Твиттере — 30−35 часов в неделю. Получается, что в месяц на двоих мы можем отработать 250−300 часов. Это потенциальный максимум — работать больше можно только в ущерб сну, социальной жизни или ещё чему-то. Мы так не хотим.

Значит, наша задача — распродать разным клиентам такое количество часов, которое будет стремиться к этому максимальному количеству, то есть чтобы не оставалось лишнего времени, но и не приходилось отнимать часы у других активностей.

У такой плотной утилизации часов есть два преимущества.

Большая часть работы оплачивается. Есть такой закон Паркинсона: «Работа заполняет время, отпущенное на неё». Его можно преобразовать в тезис: «Если есть рабочий день, а работы всего на час, то фрилансер будет делать её весь рабочий день».

Если у нас будет мало проектов, мы всё равно проведём за работой плюс-минус то же количество времени, просто потратим его не очень эффективно — будем медленнее работать и много отвлекаться. А когда работы много и она на самом деле занимает весь рабочий день — это приятно: делаешь любое действие и знаешь, что получишь за него деньги.

   Раз уж решили провести весь день за экраном, логично провести его за делом Дарья Бондарович
Раз уж решили провести весь день за экраном, логично провести его за делом Дарья Бондарович

Час работы может приносить больше денег. А вот здесь остановимся поподробнее.

Мы считаем работу по часам, но клиент платит за результат: написанные статьи, проведённые интервью, организованные съёмки. В смете и счёте указаны не наши часы, а этот самый результат. Значит, нам нужно как можно точнее оценить время, которое мы потратим. Заложим мало времени — недозаработаем. Заложим много — клиент может чего-то заподозрить и слиться.

При этом с каждым следующим разом мы делаем работу быстрее: используем черновики, быстрее докапываемся до сути, лучше понимаем, с чего начать. Работа, которая в прошлый раз заняла 10 часов, в следующий раз займёт 8. Хотя изначально в смету мы заложим 10.

Ещё в любом проекте есть работа, а есть всякая ерунда: документооборот, созвоны, переписка в чате, обмен шутками и новостями. При расчёте объёма часов на проект туда стоит заложить всё: и саму работу, и дополнительные активности вокруг.

Вот эти рутинные задачки из разных проектов тоже можно группировать и справляться с ними быстрее. Подготовить доки для одного клиента — допустим, час. Но сразу для трёх — не три часа, а всего лишь два, потому что всё уже под рукой и мы настроились именно на эту задачу.

   Схема похожа на ту, что была в письме про границы. Потому что принцип такой же: группировать всё, что группируется   
 Дарья Бондарович
Схема похожа на ту, что была в письме про границы. Потому что принцип такой же: группировать всё, что группируется Дарья Бондарович

В общем, чем больше и плотнее работаем, тем эффективнее справляемся. Задачи отнимают меньше времени, доход в час растёт — хотя ставка остаётся прежней.

От невыгодных проектов отказываемся, выгодных берём больше, подтягиваем общий темп работы. И стремимся к тому, чтобы средний доход по всем проектам в месяц был выше, чем номинальная ставка в час.

Так тоже бывает

Есть один тип задач, которые мы научились делать почти в два раза быстрее, чем закладывали, когда брались в первый раз. Просто так вышло — набили руку и отработали несколько шаблонных подходов. В итоге по факту доходность таких задач в два раза выше номинальной.

А ещё: зарабатывать можно не только своим временем

Фрилансер может не только работать сам, но ещё позвать знакомых и сделать более объёмные проекты. Сценарист может найти оператора и гримёра и сделать ролик под ключ. Дизайнер может найти копирайтера и разработчика, чтобы сделать сайт целиком. За эту дополнительную ответственность и работу можно взять с клиента больше денег.

Например, в обычных условиях фрилансер берёт 20 000 ₽ за сценарий. У него есть знакомый оператор, который берёт 20 000 ₽ за съёмочный день и монтаж, также есть гримёр, который берёт 5 000 ₽ за съёмочный день. Фрилансер может продать клиенту готовый ролик за 60 000 ₽, заплатить 25 000 ₽ товарищам, а себе оставить 35 000 ₽: 20 000 ₽ за сценарий и ещё 15 000 ₽ — за организацию.

Конечно, если заниматься таким на постоянной основе, можно незаметно скатиться в область микробизнеса и стать агентством. Это тоже вполне себе карьерный путь — но мы про него не говорим, потому что это уже не фриланс.

Мы и сами регулярно получаем задачи, где только наших рук не хватит. Берём на себя ответственность за то, что найдём кого-то в помощь и этот кто-то справится. И за дополнительную заботу берём процент. Но таких проектов не очень много, поэтому мы и считаем себя скорее фрилансерами.

   Приблизительная статистика за первые 9 месяцев 2021 года. Красное — заработали своим трудом. Синее — чужим Дарья Бондарович
Приблизительная статистика за первые 9 месяцев 2021 года. Красное — заработали своим трудом. Синее — чужим Дарья Бондарович

А ещё [2]: зарабатывать можно не только временем

Другой потенциальный источник дохода фрилансера — продажа активов. Можно выпустить курс, написать книгу или сделать рассылку и зарабатывать на том, что люди будут периодически их покупать. Напрямую к фрилансу это не относится, но получать за это деньги можно. Живой пример вы читаете прямо сейчас — эта рассылка платная и приносит нам деньги.

У этого подхода две сложности:

Актив нужно создать. По-хорошему для этого надо что-то знать — обычно такие продукты крутятся вокруг навыков и опыта. Ещё актив нужно упаковать: написать, задизайнить, где-то разместить. Чтобы выпустить книгу, нужно договориться с издательством, чтобы запустить продукт в интернете — разобраться в работе онлайн-платежей. Если честно, это настоящая работа — ещё одна помимо основного фриланса.

Актив нужно продать. Актив создаётся однажды, а продавать его можно условно бесконечное количество раз. Условно — поскольку чтобы продать даже один раз, придётся приложить усилия: потратить деньги на рекламу, собрать аудиторию, убедить, что продукт стоит своих денег. Это может быть намного сложнее, чем написать книгу или курс. И это тоже работа.

Но если вдруг актив окажется востребованным, он может стать хорошим придатком к основному заработку.

Есть ещё средние варианты, когда фрилансер вроде бы продаёт время, но его стоимость может быть кратно выше обычного часа работы — это, например, очное обучение, продажа рекламы в видеоблоге или консалтинг. Но мы таким — пока — не занимались, поэтому не будем здесь ничего рассказывать.

Так как же зарабатывать

Доход фрилансера упирается в количество времени, которое он вкладывает: больше работает, больше зарабатывает. Поэтому чтобы увеличить доход, достаточно делать две вещи:

1️⃣ Продавать больше времени.

2️⃣ Продавать время дороже.

Стоимость часа фрилансера и спрос на него обратно пропорциональны. Рост ставки может привести к существенному снижению количества заказов. Так что советуем экспериментировать, чтобы найти оптимальное соотношение времени и дохода. Менять стоимость услуг, смотреть, как это сказывается на заработке и рабочем времени.

Что ещё почитать: