ВАЗ-2101 «Жигули» — советский заднеприводный легковой автомобиль малого класса с кузовом типа седан. Первая модель, выпущенная Волжским автомобильным заводом. На базе ВАЗ-2101 было создано так называемое КЛАСИЧЕСКОЕ семейство ВАЗ которое находилось на конвейере до 17 сентября 2012 года.
За выпуск данной модели в мае 1972 года Волжскому автомобильному заводу была вручена международная премия ЗОЛОТОЙ МЕРКУРИЙ.
За время производства, с 19 апреля 1970 года по 1988 год было выпущено 4 846 900 автомобилей ВАЗ-2101 всех модификаций.
ВАЗ-2101 «Жигули» — первоначальный вариант, двигатель 1,2 л и 59 л. с. (1970—1983)
;ВАЗ-21011 «Жигули-1300/Lada-1300» двигатель 1,3 л и 69 л.с (1974—1983) — так называемая «ноль одиннадцатая». Основные изменения коснулись модернизации кузова. ВАЗ-21011 оснащали иной решёткой радиатора с более частыми вертикальными прутьями (19 вместо 9 у ВАЗ-2101), в нижней части панели передка появились четыре дополнительных прямоугольных отверстия для лучшего притока воздуха к радиатору системы охлаждения. На бамперах исчезли «клыки», уступив место резиновым накладкам по периметру. На задних стойках кузова ВАЗ-21011 появились отверстия принудительной вытяжной вентиляции салона, прикрытые оригинальными решётками, подобно ВАЗ-2103. Сзади автомобиль также претерпел изменения. Отражатели переместились на ставшие плоскими задние фонари. На месте отражателей 2101 у ВАЗ-21011 появились фонарь заднего хода и шильдик «Жигули-1300» (для экспортных модификаций — «LADA-1300»). Салон получил более удобные по форме передние сиденья (ковшового типа), идентичные сиденьям от ВАЗ-2103, но с дерматиновой обивкой вместо комбинированной у ВАЗ-2103; руль без хромированного кольца сигнала, ножной омыватель ветрового стекла (в дальнейшем уступивший место электрическому); фон комбинации приборов стал чёрным вместо серебристого у «единички» (в дальнейшем на ВАЗ-2101 это также было внедрено). Ребристые серебристо-серые вставки на приборной панели были заменены вставками «под дерево», изменились декоративные вертикальные канавки на самой панели (с 21 мелкой до 9 крупных, с 1976 года такую панель получил и 2101). Пепельницы из задних подлокотников переместились непосредственно на панели обивки дверей. В дополнение к этому модификация получила более мощный 69-сильный двигатель рабочим объёмом 1,3 л. (05.12.1974—10.1983)