Зачем в советское время здесь планировали строить станцию? Почему она не открылась вместе с остальными на участке? Как платформа стала заброшенным местом, окутанным зловещими городскими легендами? Почему её вдруг решили строить заново спустя несколько десятилетий? А также - что из этого получилось? И как архитекторам удалось превратить обычную советскую "сороконожку" в оригинальную станцию? Об этом и не только расскажу сегодня.
"Призрак" несуществующего жилого квартала
Эта станция долго будоражила внимание любителей Московское метро. На протяжении практически 40 лет она считалась "призраком", так как была построена лишь вчерне (без выходов и отделки). Платформу часто называли своеобразной достопримечательностью и рассказывали, как можно разглядеть её очертания во время поездки между "Щукинской" и "Тушинской". Возможно, некоторые уже догадались, что я имею ввиду станцию "Спартак" на Таганско-Краснопресненской линии.
Впервые станция появилась на перспективной схеме развития метро Москвы 1971 года под названием "Волоколамская" (в честь одноимённого шоссе, находящегося рядом). Она являлась частью нового отрезка от "Октябрьского поля" до "Планерной". Разместить платформу хотели там, где на тот момент находился Тушинский аэродром. Предполагалось, что вскоре его перенесут за пределы столицы, а на освободившейся территории возведут новые жилые кварталы. Однако уже к началу 1975 года стало понятно, что никаких домов там в ближайшее время не появится.
Поэтому в специальной литературе стали писать, что "Волоколамская" в составе нового участка (сдать его должны были 30 декабря 1975 года) не откроется. Станцию планировали запустить, когда появились бы жилые кварталы. Конкретные сроки не назывались. Интересно, что проект станции уже разработали. Этим занималась архитектор Нина Алёшина. Она разбавила типовую конструкцию массивными квадратными барельефами в верхних частях колонн. Считается, что эту задумку позже перенесли в Ташкентский метрополитен. Станция "Мирзо Улугбек" (на момент открытия в 1977-м называлась "50 лет СССР") выглядела похожей на проект "Волоколамской". Но украшение там были немного другими. Со временем их, кстати, сняли.
Таинственная достопримечательность
В итоге более чем 30 лет "Волоколамская" стояла недостроенной. На ней не было никакой отделки, а тусклое освещение обеспечивали тусклые лампочки. Поезда проезжали платформу без остановки. В 1990-х станция начала привлекать внимание любителей заброшенных подземных помещений. Сюда нередко пробирались диггеры, чтобы посмотреть на конструкции поближе. Небольшая глубина, 10 метров, позволяла это беспрепятственно делать. Через какое-то время даже пришлось усиливать меры безопасности, а также организовать дежурство, чтобы на территорию метро не проникали посторонние люди.
Ближе к нулевым столичные власти задумались о том, чтобы всё-таки достроить станцию. Однако реальной необходимости в ней не было. Ситуация начала меняться в 2007 году, когда рядом решили возводить новый футбольный стадион (ныне "Открытие Арена" - изначально сооружению присвоили название "Спартак"). Однако его строительство стартовало только в 2011-м. Конечно, крупной конструкции, рассчитанной на 45 тыс. человек, требовалась хорошая транспортная доступность. От работавших на тот момент станций до стадиона было далеко. Поэтому чиновники вспомнили о призрачной "Волоколамской". Кстати, к тому моменту в Московском метро уже открыли одноимённую платформу на другой линии - Арбатско-Покровской. Поэтому пришлось выбирать новое название. Дали его по первоначальному названию стадиона, то есть "Спартак".
Работы по её сооружению начали в январе 2012 года и закончили в августе 2014. Архитекторы предлагали несколько проектов. Многие из них были в красно-белой цветовой гамме футбольного клуба "Спартак". Именно для него новый стадион должен был стать домашней ареной. Но в итоге остановились на более сдержанных оттенках серого. Красный в финальной версии присутствует, но не является основным.
Лучше не злить фанатов
Конечный вариант станции построили по проекту архитектора Дмитрия Гурского. Сам он говорил, что замена цветов на менее яркие, а также отказ от официальной символики футбольного клуба в оформлении связаны с болельщиками. Чтобы не вызывать у них лишних негативных эмоций. Декор, который ассоциируется со "Спартаком" есть только на путевых стенах. Его сделали из ударопрочных материалов. Да и у пассажиров туда нет доступа, так что с ним ничего не случится.
По конструкции изначальная станция была такой же, как соседние "Тушинская" и "Щукинская", но при обновлении это чуть-чуть изменили. Например, появился купольный потолок, похожий на тот, что использовался на открытых в 1995 году станциях тогда ещё Люблинской линии. Колонны отделали мрамором (его цвет - нечто среднее между серым и белым). Также в качестве украшения использовали вставки из анодированного алюминия. Они плавно переходят на верхние части ближе к путям. Пол станции отделали серым и чёрным гранитом. Последний образует квадратный узор. Освещение присутствует как над боковыми платформами, так и на сводах центральной части.
Главным украшением станции являются путевые стены. Там есть панно, которые состоят из шестигранников. По виду они напоминают пчелиные соты с разными рисунками. Также можно увидеть несколько силуэтов футболистов с мячом и без. В некоторых источниках пишут, что здесь не только отражена тематика клуба "Спартак", но и Олимпийского движения. И правда окантовка некоторых шестигранников смотрится так, словно это части флагов разных стран мира.
Приближение советских планов
"Спартак" - это станция, которую в целом нельзя назвать загруженной. В дни, когда нет футбольных матчей, ей мало кто пользуется. Однако в последние годы старые планы советских градостроителей начали воплощаться в жизнь. На месте бывшего аэродрома появляются новые высотные жилые кварталы. Похоже, что вскоре станция и правда окажется окружена многоэтажными комплексами.
Внешний облик станции, на мой взгляд, получился удачным. Благодаря интересному декору в "Спартаке" сложно узнать безликую типовую "сороконожку", придуманную во времена Н.С. Хрущёва. Неплохими вышли и наземные вестибюли. Они сочетаются с оформлением стадиона. Конечно, теперь в Московском метро нет столь зловещей для многих достопримечательности - законсервированной станции. Но лучше, чтобы платформы всё-таки работали по своему прямому назначению - принимали пассажиров.
На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!