Найти тему
Остров Истории

Как работала «билетная мафия» в СССР

Конец 50-х – начало 60-х годов в СССР ознаменовалось появлением множества людей, которые стремились заработать на желании людей сходить в театр или посетить какое-либо важное мероприятие. В народе, подобных «дельцов», довольно быстро стали называть барыгами/спекулянтами/жуликами. Неприметные люди, которые постоянно ошивались около билетных касс, могли с легкостью продать билет практически на любое мероприятие. В какой-то момент, билеты на выступление известных артистов, стали некой валютой, за которую можно было купить практически все. В этой статье мы хотим рассказать о том, как работала «билетная мафия» в СССР.

Растет спрос – нужно срочно «уменьшить» предложение

К началу 60-х годов Советский Союз уже практически полностью восстановился от противостояния с Германией. Люди стали получать стабильную зарплату и появился явный запрос на «культурную жизнь». Тысячи людей мечтали о том, чтобы попасть на постановки, которые гремели на весь СССР. Вместе с ростом спроса, предприимчивые люди, довольно быстро смекнули, что чтобы заработать на росте спроса – нужно срочно «уменьшить» предложение.

-2

На помощь спекулянтам приходило и государство. Так, к примеру, билеты в «Большой театр» распространялись в следующей пропорции: 90 процентов через «Интурист», а оставшиеся 10 попадали в билетные кассы. Спекулянты обычно знали, какие билеты и в какое время попадут в кассу, а потому в огромной очереди, обычно были всегда впереди. И нужно признать, их заработку позавидовали бы современные бизнесмены. Так, билеты на постановки «Большого театра» стоили от 1,5 до 3 рублей в кассе, а с рук их можно было купить от 10, а на самые ажиотажные постановки от 50 рублей.

Не оставались в стороне и артисты, которые получали билеты в виде «заработной платы» от руководства театра. Полученные билеты они зачастую реализовывали через спекулянтов и получали цену значительно выше той, что была установлена в кассе. К примеру, всего за несколько билетов на постановку «Гамлет» с участием Владимира Высоцкого, можно было выручить среднюю зарплату инженера или купить автомобиль без очереди.

Спекулировали все – от студентов до администраций

Наиболее массовую группу спекулянтов составляли студенты. В народе, подобные «объединения» получили вполне узнаваемое название – «студенческие фирмы». Часто у театров можно было встретить длинные очереди, в которых первые 20-30 человек, это группа студентов. Нужны были подобные «объединения», чтобы выкупить определенную часть зрительного зала, а кассир могла продать всего 2 пары билетов в одни руки.

-3

Существовала и более рискованная схема, которая реализовывалась «бывалыми» дельцами. Так, спекулянты могли напрямую договариваться с администрацией театра или кассирами, однако был высок риск угодить в милицию. Тогда была придумана, еще более «интересная» схема покупки билетов. Так, «дельцы» договаривались с людьми, которые имеют льготы (инвалиды или ветераны войны). И естественно, никакие студенты со своей «записной» очередью не могли купить билеты, если к кассе подходил «льготники». Спекулянты за покупку билетов, отдавали «льготникам» фиксированную плату, а спекулянты после получали в 5-10 раз больше от первоначальной стоимости.

Не оставались в стороне, и работники администрации театров. Одной из схем, которой активно пользовались в руководстве любого театра СССР, были так называемые «бесплатные показы». На бумаге мероприятие было абсолютно бесплатным, однако в действительности люди попадали на постановки только заплатив существенную сумму мимо кассы.

Не обходилось и без мошенников

-4

Кроме спекуляций, процветало и откровенное мошенничество. В основном, мошенники работали в день премьеры и располагались возле театров. Когда «безбилетники» приходили к ступенькам театра, им попросту продавали поддельные билеты, да еще и по завышенной цене.

Советская милиция пыталась бороться как с мошенниками, так и со спекулянтами. Проводились постоянные рейды, обыски, периодически у неопытных «барыг» изымались билеты, однако побороть процветающий бизнес было практически невозможно. Нет, периодами спекулянты получали реальные сроки, однако на их место довольно быстро приходили другие…

В выигрыши от работы подобной «мафии» оставались артисты, которые не просто получали зарплату, а с помощью продажи билетов, могли значительно ее увеличить. А вот просто зритель, всегда оставался в потерпевших…