Найти тему

2.4. Конкуренция

Оглавление

Термин «Конкуренция»

Конкуренция — это борьба субъектов экономики за наиболее выгодные условия производства и реализации товаров и услуг

Виды конкуренции

Совершенная конкуренция

Совершенная конкуренция — это ситуация на рынке, когда множество мелких фирм производят одинаковую продукцию и НЕ имеют возможности контролировать цены на неё.

При данной конкуренции цены устанавливаются на основе спроса и предложения. На таком рынке бесконечное число покупателей. Никто из участников не располагает информацией большей, чем конкуренты. Это идеальная теоретическая модель.Есть рынки, близкие к совершенной конкуренции, например, рынок с/х продуктов, фондовый рынок ценных бумаг. Если продавец повысит цену, то он будет в проигрыше, потому что не получит всей возможной прибыли, ведь другие продавцы цены не поднимали. Он получит какое-то количество покупателей, но не так много, как мог бы при старой цене.

Несовершенная конкуренция

Несовершенная конкуренция — это ситуация на рынке, при которой фирмы имеют возможность контролировать цены на продукцию.

Фирма получает дополнительную прибыль, устанавливая более высокую цену при меньшем объёме продукции, таким образом, эффективность использования ресурсов снижается.

  1. Монополистическая конкуренция — ситуация на рынке, при которой большое количество мелких фирм производят сходную продукцию и отчасти имеют возможность контролировать цены на неё. Возникает она, если фирме удалось добиться какого-либо конкурентного преимущества (качество продукции или качество обслуживания, гарантийное обслуживание, расположение). Барьер: неспособность обеспечить необходимые преимущества для своего продукта. Примеры: местные магазины розничной торговли - канцтовары, продукты, рыбные, цветочные киоски
  2. Олигополия — положение на рынке, когда на нём господствует несколько крупных фирм. При такой конкуренции понижение цен малоэффективное средство, потому что остальные производители сделают то же самое и в итоге, все недополучат прибыли. В основном, конкурентность в данном виде может проявляться в потребительских свойствах товара. Компании-олигополисты тратят огромные средства на рекламу. Барьер довольно высокий: огромный стартовый капитал, наличие лицензии на производство, коммерческая тайна, авторское или патентное право. Примеры: рынок прохладительных напитков, парфюмерии, автомобилей, мобильных телефонов, сотовой связи.
  3. Монополия — положение, когда на рынке присутствует единственный продавец уникального продукта. Монополия невыгодна потребителям, потому что монополист не заинтересован в улучшении качества своего продукта, он может устанавливать любые цены на свою продукцию, ассортимент может быть тоже невелик. Государство ограничивает монополиста законом. И кривая спроса тоже: монополист может продать товар только при условии, что его будут покупать. Почему существуют монополии? В некоторых отраслях конкурентная борьба может навредить, например, если каждая ветка в метро была бы в руках разных частников, или газоснабжение, где в каждой квартире свои трубы. Пример: метро, коммунальные услуги, железнодорожные перевозки. Естественная монополия - ситуация, при которой фирма может производить товары и услуги с меньшими издержками, чем несколько фирм (в России это коммунальные службы, метро, телефонные линии).
  4. Монопсония — вид монополии, при котором на рынке присутствует единственный покупатель и много продавцов. Пример: у производителей оружия чаще всего один покупатель в лице государства.
-2

Поздравляю с успешным освоением новой темы! Хочешь лучше разбираться в разделе "Человек и общество"? Мы собрали все термины из него в единый бесплатный файл (тыкай и забирай термины в лс ВКонтакте).