Найти тему

Эрмитаж. Николаевский зал. Выставка "Вигилиус Эриксен. Портретист императрицы". Часть №2. Окончание

Мы продолжаем знакомиться с творчеством датского живописца Виргилиуса Эриксена. Ранее вышла первая часть публикации с выставки. Итак, свою известность и славу известного художника-портретиста он снискал далеко от своей родины. Пятнадцать лет из отпущенных ему судьбой шестидесяти с 1757-го по 1772-й год датчанин трудился в России. И на века оставил свой яркий след в истории живописного искусства. К 300-летию со дня рождения живописца Государственный Эрмитаж организовал выставку "Вигилиус Эриксен - портретист императрицы", проходившую в Николаевском зале Зимнего дворца.

На выставке в Николаевском зале Эрмитажа. Фото автора.
На выставке в Николаевском зале Эрмитажа. Фото автора.

Звание придворного живописца получил при царствовании Екатерины II. Имя Эриксена навсегда связано с началом царствования Екатерины Великой Приехав в Россию в 1752 году, Эриксон застал еще царствующую тогда Елизавету Петровну, дочь Петра Великого и Марты Скавронской (позднее императрицы Екатерины I). И начнем мы экскурсию со знакомства с живописным портретом императрицы Елизаветы Петровны, выполненным датским художником в 1757 году.

На выставке в Николаевском зале Эрмитажа. Фото автора.
На выставке в Николаевском зале Эрмитажа. Фото автора.

Кстати, этот портрет является последним прижизненным портретом Елизаветы Петровны. С возрастом императрица требовательно походила к изображению себя на портретах. Она, как и любой человек, не могла ни затормозить, ни остановить такой биологический процесс природы, как старение. Природная красота императрицы увядала. По этому поводу она испытывала стресс и немалые переживания. Оттого немалое количество уже готовых портретов с ее изображением в свое время было забраковано.

Портрет императрицы Елизаветы Петровны работы Вигилиуса Эриксена, 1757г. Фото автора.
Портрет императрицы Елизаветы Петровны работы Вигилиуса Эриксена, 1757г. Фото автора.

Однажды на званном обеде, посвященном кавалерам ордена Святого апостола Андрея Первозванного, Эриксон выполнил эскиз. На удивление императрице понравилось, и она заказала портрет, который вскоре был преподнесен ко двору Ее Величества. Художник не только точно воспроизвел черты лица, сгладив при этом возрастные морщины, но и тонко уловил характер самодержицы. Слывшая первой красавицей своего времени, Елизавета Петровна обладала от природы веселым нравом и добродушием, при этом одновременно могла быть капризной и вспыльчивой. Посмотрите на изображение императрицы. Словно фотография! Не правда ли?! Замечательная работа!

Портрет императрицы Елизаветы Петровны работы Вигилиуса Эриксена, 1757г. Фото автора.
Портрет императрицы Елизаветы Петровны работы Вигилиуса Эриксена, 1757г. Фото автора.

В настоящее время портрет императрицы Елизаветы Петровны работы Вигилиуса Эриксена хранится в Государственном музее-заповеднике "Царское Село". Картина временно покинула стены царскосельского дворца для участия в выставке. Всего к выставке было подготовлена 81 работа, связанная с творчеством Вигилиуса Эриксена. Это и живописные полотна, рисунки, гравюры. Свои шедевры предоставили крупнейшие музеи Москвы и Санкт-Петербурга.

На выставке. Фото автора.
На выставке. Фото автора.

Центральное место выставки занимают три величественных портрета выполненных придворным художником императрицы Екатерины II. Это непосредственно портрет Екатерины II и её приближённых и прославленных государственных деятелей графа Григория Орлова и его брата Алексея Орлова.

На выставке. Фото автора.
На выставке. Фото автора.
На выставке. Фото автора.
На выставке. Фото автора.
Портрет Екатерины II в гвардейском мундире на коне Бриллианте. Фото автора.
Портрет Екатерины II в гвардейском мундире на коне Бриллианте. Фото автора.

Датский портретист запечатлел Екатерину Алексеевну в в один из моментов дворцового переворота, когда 28 июня 1762 года она во главе двенадцатитысячного войска выехала из Петербурга в Ораниенбаум для ареста своего мужа, низвергнутого императора Петра III. Екатерина II заказала конный портрет для украшения парадного тронного зала в Петергофском дворце. На портрете императрица изображена в форме офицера лейб-гвардии Семеновского полка верхом на белом коне.

Конный портрет Екатерины II работы В. Эриксона, 1764г. Зал №169 Зимнего дворца. Фото автора.
Конный портрет Екатерины II работы В. Эриксона, 1764г. Зал №169 Зимнего дворца. Фото автора.

Здесь все дышит историей, ведь это не абстрактный мундир. Дело в том, что этот мундир императрица позаимствовала у поручика Семеновского полка Александра Федоровича Талызина (1734-1787). Он являлся доверенным лицом Екатерины II и был посвящен в детали задуманного переворота. В день переворота неотлучно находился при Государыне. После этого события императрица передала мундир с регалиями обратно хозяину со словами "на память".

Знаменитый мундир Талызина. Фото атора.
Знаменитый мундир Талызина. Фото атора.

Преданные Екатерине люди не были забыты. Карьера одного из них, семеновского гвардейца Александра Талызина, пошла в гору. Вышел в отставку в звании капитана. В 1779 году получил чин тайного советника и назначен сенатором. А мундир с той поры цел и невредим. С 1902 года исторический мундир представителями рода Талызиных был передан в музей лейб-гвардии Семёновского полка. Все эти столетия бережно хранился потомками Александра Федоровича. Исторический мундир также присутствовал на выставке. На верхнем снимке вы можете лицезреть его.

На выставке. Фото автора.
На выставке. Фото автора.

А на этих снимках еще один предмет, имеющий отношение к императрице Екатерине II. Это седельно-сбруйный комплект. Да! В свободное от государственных дел время она предпочитала чтение, охоту и прогулки, особенно верхом на коне. Екатерина испытывала любовь к верховой езде и слыла заядлой наездницей. Так вот, это седло и упряжь малинового бархата, украшенное ракушками фарфоровых улиток (каури) и золотым шитьем, принадлежало императрице. В комплект упряжи входит: седло, стремена, кобура для седельных пистолетов (ольстры), покрывало под седло (вальтрап), седельные ремни. Судя по прилагаемой аннотации, этот седельно-сбруйный комплект был изготовлен в Западной Европе в 1740-1760-е годы.

Седельно-сбруйный комплект принадлежавший императрице. Фото автора.
Седельно-сбруйный комплект принадлежавший императрице. Фото автора.

И в конце экскурсии нас ждут еще две картины Вигилиуса Эриксена с изображениями приближенных к императрице людей - братьев Григория и Алексея Орловых. Конный портрет Екатерины II в гвардейском мундире и оба портрета Орловых принадлежат Государственному Эрмитажу и во вневыставочный период экспонируются в зале русской культуры второй половины XVIII века. Это зал №169. Выскажу свое мнение - на выставке, в большом Николаевском зале, объединенные в один триптих картины смотрятся совсем по другому, чем на экспозиции вне выставки. Можно подолгу стоять и рассматривать эти работы датского художника. В зале же №169 Эрмитажа они (картины) буквально втиснуты в это узкое помещение. Прекрасно помню 2020 год: проходя через этот зал посетители не особо задерживались у полотен Эриксена.

Картины Вигилиуса Эриксена в зале №169 Государственного Эрмитажа. Фото автора.
Картины Вигилиуса Эриксена в зале №169 Государственного Эрмитажа. Фото автора.

Столь пышное облачение Орловых объясняется просто. Дело в том, что образы эти художник выполнил во время знаменитой «карусели» 1766 года, проходившей в Петербурге на Дворцовой площади. Однако это были не ярмарочные аттракционы с крутящимися лошадками. Так в то время назывались театрализованные состязания в верховой езде, стрельбе и метании копья. Это были своего рода рыцарские турниры. Конечно, это проходило не столь брутально, как во времена средневековой Западной Европы. Впервые такого плана развлечения появились в XVI веке во Франции. Екатерина II, как любительница всякого рода отдыха и развлечений, решила провести такое театральное состязание в Петербурге. Первая такая карусель прошла в 1766 году. Если выразиться современным языком, исполнительным директором этого мероприятия императрица назначила князя Петра Ивановича Репнина.

На выставке в Николаевском зале Эрмитажа. Фото автора.
На выставке в Николаевском зале Эрмитажа. Фото автора.

Для проведения этого увеселительного мероприятия на Дворцовой площади напротив Зимнего дворца были выстроены амфитеатр для зрителей и арена для состязаний. Проектировал и возводил эти временные конструкции архитектор Антонио Ринальди. Состязание проводилось между четырьмя группами участников. Славянскую группу возглавлял граф Иван Салтыков, Индийскую - Петр Репнин, Римскую - Григорий Орлов и, наконец, четвертую - Турецкую - брат Григория Орлова Алексей Орлов. Так как мероприятие было костюмированы, то каждый отряд во главе с шефом имел соответствующее одеяние. Так вот, чтобы запечатлеть для истории это придворное состязание, Виргилиус Эриксен получил заказ на написание четырех портретов главных участников экзотического зрелища.

Портрет графа Григория Григорьвича Орлова (1734-1783) на каруселе в 1766 г. Фото автора.
Портрет графа Григория Григорьвича Орлова (1734-1783) на каруселе в 1766 г. Фото автора.

Благодаря работам Эриксона мы можем прикоснуться к истории и через столетия увидеть атмосферу того самого придворного праздника - первой Карусели 1766 года. К сожалению, живописец написал только две картины из
четырех заказанных. На верхнем снимке мы видим портрет графа Григория Григорьевича Орлова (1734-1783) на карусели в 1766 году. Граф был военным и государственным деятелем, фаворитом Екатерины II. Фаворит изображен в образе римского императора. Работа датского художника вызывает неподдельное восхищение.

Портрет графа Алексея Григорьевича Орлова-Чесменского (1737-1808) верхом. Фото автора.
Портрет графа Алексея Григорьевича Орлова-Чесменского (1737-1808) верхом. Фото автора.

На второй картине представлен Алексей Орлов, сподвижник Екатерины II, военный и государственный деятель, участник Семилетней войны. Проявил себя как талантливый флотоводец. Под его командованием русская эскадра одержала победу в Чесменском бою 1770 года. За это достижение был награжден орденом Святого Георгия с правом присвоения к фамилии приставки "Чесменский". Оба портрета братьев Орловых поступили в собрание Государственного Эрмитажа в 1958 году, ранее находились в Гатчинском дворце. Завершая публикацию, напомню, что на выставке, приуроченной 300-летию со дня рождения датского живописца Вигилиуса Эриксена, были представлены картины, скульптуры, предметы, относящиеся к периоду его жизни и творчества в России.

На выставке в Николаевском зале Эрмитажа. Фото автора.
На выставке в Николаевском зале Эрмитажа. Фото автора.

На сегодня всё, не прощаюсь! Надеюсь, вам было интересно и познавательно. С вами был Михаил, смотрите Петербург со мной, не пропустите следующие публикации! Подписывайтесь на канал! Всего наилучшего! Если понравилось - ставьте лайки, пишите отзывы и не судите строго!