Отсутствие чека не повод отказывать покупателю в возврате. Это прямая норма статей 18 и 25 Закона о защите прав потребителей и статьи 493 Гражданского Кодекса РФ.
По статистике Роспотребнадзора – сейчас порядка 68% покупателей оставляют чеки на кассе, а когда пытаются вернуть товар – получают отказ продавцов. Однако отсутствие чека – не повод для отказа. Покупатель вправе подтвердить покупку не только кассовым чеком, но и другими способами.
Какие варианты доказательства покупки при утрате кассовых чеков рекомендует Роспотребнадзор:
- Выписка из банка с датой и суммой покупки, а главное – получателем платежа. Это самый легкий способ, он подходит для тех случаев, когда покупатель расплатился безналичным способом. Подтвердить банковской выпиской можно покупку как в магазине, так и в интернет-магазине.
- Запись на карте лояльности. Постоянные покупатели оформляют скидочные карты магазина и предъявляют их во время расчета. Эта информация отражается в личном кабинете покупателя и во внутренней системе магазина.
- Упоминание магазина в гарантийном талоне, инструкции по эксплуатации или в паспорте товара – в любом документе, который выдали вместе с товаром.
- Поиск в базе данных магазина. Продавец может найти нужный чек в кассовой программе или личном кабинете ОФД. Конечно, он не обязан этого делать, его обязанность только выдать чек при расчете. Однако таким способом можно избежать жалоб покупателя.
- Показания тех, кто присутствовал во время покупки. Если с покупателем были муж, жена, друзья или другие знакомые – они могут выступить свидетелями.
После того как собраны доказательства, покупатель гтовит письменную претензию продавцу. У продавца есть два вариаента действий:
1. Признать претензию обоснованной, принять товар и вернуть покупателю деньги.
2. Не признавать претензию, по сути – отказаться от добровольного урегулирования вопроса. Тогда покупатель может обратиться в суд.
Второй вариант сопряжен с высокими рисками, если суд займет сторону покупателя. Придется не только вернуть деньги, но и компенсировать моральный вред, и уплатить штраф в размере 50% присужденной покупателю суммы (статья 13, 15 Закона о защите прав потребителей). А также, как показывает судебная практика – придется полностью или частично возместить судебные издержки.
Следует помнить, что не все товары можно вернуть. Правительство утвердило перечень непродовольственных товаров, не подлежащих обмену в Постановлении № 2463 от 31.12.2020 год. К ним относятся:
- предметы санитарии и личной гигиены, лекарства;
- парфюмерно-косметические товары;
- бытовая химия;
- нижнее белье и чулочно-носочные изделия;
- ювелирные изделия из драгметаллов;
- автомобили;
- животные и растения;
- непериодические издания, например книги.
Если товар из этого списка надлежащего качества, вернуть его не получится даже при наличии чека.
По всем вопросам – вы можете написать по ссылке в описании профиля.
И подпишитесь, чтобы не потерять!