Найти в Дзене
Дети дождя

Аутисты и страхи - как бороться?

Когда я была маленькой, боялась засыпать. Потому что снились страшные сны. Каждую ночь, начиная с 3-летнего возраста. Боялась высоты, даже совсем небольшой, потому что однажды упала с дерева.

А еще, я боялась того, «кто прячется в шкафу и вылезает с наступлением темноты». Меня некому было поддержать, родители отделывались банальным — «спи, никого там нет» или «значит, на ночь телевизор не смотришь». Я старалась держать дверь приоткрытой, чтобы узкая полоска света просачивалась в комнату и пугала неизвестного монстра из шкафа. Но когда кто-то из взрослых шел мимо комнаты, дверь обязательно закрывали. Тогда я вскакивала с кровати, включала свет и хотя сердце бешено отстукивало, резко распахивала шкаф, чтобы убедиться, что там точно никого нет.

@ rawpixel.com благодарю за фото
@ rawpixel.com благодарю за фото


Детские страхи многим взрослым людям кажутся нелепыми. Они могут быть реальными, как боязнь высоты или воображаемыми, как мой монстр из шкафа. Можно очень долго писать здесь лекции про определенные доли головного мозга и нейронные процессы, но думаю, на этот раз просто поговорим о страхах наших детей.


Аутисты, часто бескрайнее благодатное поле для огромного количества фобий. Причем, сразу всех видов.


Но вот у Ярика страхов не так много, он боится:

1. Различных звуков. Для детей с аутизмом созданы специальные шумоподавляющие наушники, но трогать уши Ярика категорически запрещено. Он их просто зажимает своими руками или в крайнем случае, проявляя высшую степень доверия, позволяет это сделать мне. Относится ли это именно к страхам — я не могу сказать точно, реагирует он именно как при испуге. Хотя, учитывая, что у него это с первого дня рождения, больше склоняюсь к отсроченному стапедиальному рефлексу.
2. Темноты. Едва начинает темнеть, как он включает свет во всем доме или просто не заходит в темные комнаты. С рассветом проходит с «инспекцией» и выключает его. Разумеется, не боится монстров, его пугают сложности в ориентации в пространстве при отсутствии освещения.


Все остальные особенности я отношу скорее к сенсорному неприятию и неврозу.


Но так не у всех детей. Например, я знаю девочку, которая боится дождь и еще одного мальчика, впадающего в невероятную панику при виде предметов или еды белого цвета. Как себя вести с ребенком, испытывающим страх, который кажется вам абсолютно беспричинным? Успокоить аутичного человека не так-то легко, пока он не достигнет зоны комфорта, вообще вряд ли реально, если он не высокофункционален.


Как помочь ребенку справиться с фобиями?


В первую очередь, нужно начать с себя. Понять, что малыш имеет право бояться, даже если вас раздражает причина. У вас тоже, наверняка, так было. Страх — нормальная инстинктивная реакция на какие-либо раздражители, нарушения психики, неизвестность или происшествия в прошлом. Его невероятно тяжело просто так, спонтанно подавить.
Поймите страх и распознайте его. Попробуйте вспомнить, что привело к нему. Возможно, ребенок упал когда-то с кровати и поэтому теперь боится высоты или его впечатлил мультик, где, например, в шкафу прятались монстры.


Очень важно поддерживать дома здоровую социальную атмосферу. К большинству неврозов приводят скандалы в семье, часто ребенок начинает думать, что он причина такого поведения родителей, особенно, если это действительно упоминается родителями в укор друг другу. В семьях, где царит благоприятная обстановка, гораздо выше потенциал спокойной социализации аутиста.


У аутистов внутренний эмоциональный фон обострен и вполне возможно, что реагировать они будут более ярко, поэтому
необходимо запастись терпением. Вполне возможно, что малыш будет сильно вокализировать, проявлять агрессию и пытаться утащить родителя с «места происшествия». Но игнорировать тоже нельзя. Не получив поддержки, ребенок будет думать, что при опасности его никто не поддержит, поэтому в будущем перестанет обращаться за помощью даже при очень серьезной ситуации. Что еще хуже, перестанет верить в вас как в близкого человека, способного его уберечь. Ощущение эмоциональной напряженности будет расти, доверие падать, соответственно все коррекционные усилия упадут на стартовый уровень.

Большая ошибка — кричать и даже применять силу к аутисту, если причина его паники кажется мелкой. Он обязательно отзеркалит ситуацию на себя и будет чувствовать себя виноватым в произошедшем. Возможно, многие наши проблемы также кажутся близким надуманными, однако мы делимся ими и ждем поддержки, в которой дети нуждаются даже в большей степени.


Но перегибать планку и кричать «Ой, боюсь», конечно, тоже не следует. Отнеситесь спокойно. При необходимости, если вы понимаете, что не сможете разрешить ситуацию, уведите ребенка в «безопасное место» или уберите пугающие предметы.


Если же вы полны решимости избавить своего малыша от страха, тут все будет зависеть от причины. Справиться с фантазиями или чрезмерной тревожностью без помощи специалиста крайне тяжело. Но вот
устранить реальный испуг вполне возможно. В максимальном сенсорном комфорте покажите, что источник тревоги вполне безобиден. Например, если ребенок боится клоунов, купите мяч для игр, где будет веселое изображение этого артиста, посмотрите вместе добрый мультфильм с положительным участием в нем клоуна или расскажите сказку.

Разумеется, все нужно делать постепенно, не вываливая огулом на малыша источник его ужаса. Но не переборщите. На моей памяти был случай, когда мальчика убедили в милоте собачек, а потом, каким-то чудом, вовремя оттащили от вольера с очень не добрым питбультерьером.


Борьба со страхами — важный коррекционный этап. И самый главный совет, который я могу вам дать, не игнорируйте помощь специалистов! Обязательно расскажите в реабилитационном центре или во время визита к педагогу, что вас беспокоит в поведении ребенка.


А чего боятся ваши маленькие дети с аутизмом? Как справляетесь?