Найти в Дзене

Когда отказ в выплате денежной компенсации за наем жилья является незаконным

Наличие у жилищной комиссии территориального органа МВД России сомнений в достоверности сведений о несении сотрудником расходов вследствие необеспечения его по месту службы жилым помещением специализированного жилищного фонда не предусмотрено законом в качестве основания для отказа в ее выплате

Фабула дела: Т. обратился в жилищную комиссию территориального органа МВД России (далее – жилищная комиссия) с заявлениями о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда либо выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения. Для получения денежной компенсации Т. был предоставлен договор коммерческого найма жилого помещения, заключенный с собственником жилого помещения.

Решением жилищной комиссии в выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения Т. отказано по причине недостоверности предоставленных сотрудником сведений о месте проживания. Как указано в выписке из протокола жилищной комиссии заявитель по адресу не проживает, что подтверждается комиссионным актом проверки жилищных условий.

Позиция судов первой и апелляционной инстанций:

В соответствии со статьей 153 Гражданского кодекса Российской Федерации сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Пунктом 3 статьи 154 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон (двусторонняя сделка).

Согласно пункту 1 статьи 671 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору найма жилого помещения одна сторона – собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.

Таким образом, по своей юридической природе договор найма жилого помещения является двусторонним, возмездным, срочным, консенсуальным, то есть считается заключенным (возникают права и обязанности) с момента достижения соглашения.

Как следует из оспариваемого решения жилищной комиссии основанием для вывода о недостоверности предоставления Т. сведений о месте своего жительства послужил комиссионный акт проверки жилищных условий сотрудника, согласно которому проведенной проверкой факт проживания Т. в указанном в договоре жилом помещении не подтвержден, то есть комиссией фактически поставлено под сомнение действительность договора найма как мнимой сделки, совершенной сторонами договора лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия.

Вместе с тем признание сделки недействительной (мнимой сделки) производится в рамках регламентированной Гражданским кодексом Российской Федерации процедуры (ст. 166 ГК РФ). На дату принятия жилищной комиссией обжалуемого решения действительность договора найма жилого помещения между собственником и Т. в установленном законом порядке ответчиком не оспаривалось, тогда как сам по себе акт проверки жилищных условий не мог быть признан достаточным и допустимым доказательством недостоверности предоставленных сотрудником сведений о месте своего жительства, поскольку подмена таким актом судебного решения законом не допускается, что не было учтено жилищной комиссией при принятии обжалуемого решения.

В свою очередь, наличие у жилищной комиссии сомнений в достоверности сведений о несении Т. соответствующих расходов вследствие необеспечения его по месту службы жилым помещением специализированного жилищного фонда не предусмотрено законом в качестве основания для отказа в ее выплате.

Кроме того, акт проверки жилищных условий Т., составленный ответчиком по результатам проведенной проверки, не содержит сведений, указывающих, что сотрудник не проживал в жилом помещении на дату его обращения в жилищную комиссию с заявлениями о предоставлении жилого помещении специализированного жилищного фонда либо выплаты денежной компенсации.

Таким образом, у жилищной комиссии ответчика отсутствовали законные основания для отказа в признании за Т. права на выплату денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения на основании договора найма за периоды его фактического проживания.