Найти тему

Работа с ПРЛ в схематерапии. Схема "Дефективность"

Схематерапия - это направление третьей волны КПТ, в которое включены не только когнитивные техники и поведенческие, но и техники, фокусированные на эмоциях. 

Под схемой в схематерапии понимается определённый шаблон восприятия (себя, людей, ситуаций) и, обусловленное этим шаблоном, поведение. Такие шаблоны формируются обычно в детском возрасте в ответ на хроническую невозможность удовлетворить важные для себя потребности. И даже если жизненная ситуация человека меняется в лучшую сторону, он часто продолжает жить по имеющимся в его голове шаблонам, на основе которых строит свой жизненный сценарий. 

Цель прохождения схематерапии - взрастить в себе здорового взрослого, который сможет выстраивать беседу с внутренним критиком, корректировать дисфункциональные модели поведения, выявлять и удовлетворять адаптивным способом потребности своего внутреннего ребёнка, делая его более счастливым и достигая здоровой автономии. 

Схематерапия за счёт наглядности, структуры, опросников, дневников очень понятна и доступна клиентам. 

-2

В этой статье я покажу небольшой фрагмент сессии с клиенткой с ПРЛ (пограничным расстройством личности) в подходе схематерапии. 

Одна из часто встречающихся схем при ПРЛ и наиболее отрицаемая схема - "Дефективность/стыдливость". Клиент с данной схемой часто испытывает за себя стыд, если не отвращение к себе и самоотрицание. Эта схема порождает самоповреждающее поведение. Формируется в результате травмы отвержения, насилия в детском возрасте.

Схема проявляется через какой-то из 3-х копингов: капитуляция, избегание, гиперкомпенсация. При капитуляции человек часто прибегает к самоунижению; при избегании - избегает делиться эмоциями и вступать в близкие отношения из страха, что другие обнаружат его "изъяны"; при гиперкомпенсации - осуждает других, может вести себя свысока, подчёркивать, что он выбирает для себя всё лучшее, демонстрировать педантизм при выборе одежды, тщательно подбирать стиль и т.д., отрицая, таким образом, самонепринятие. 

Клиентка, о которой пойдёт речь (назову её Дашей), часто меняла партнёров, имела с ними незащищённый секс, терпела их неуважительное отношение к себе. 

И вот однажды она забеременела и сделала аборт от женатого любовника, который не хотел использовать презерватив.

-3

Об этой ситуации Даша рассказывала, как о чем-то обычном: свой поступок она обосновала тем, что ей так сильно хотелось секса, что пришлось уступить просьбе любовника и вступить с ним в незащищенную половую связь. А в действительности, как выяснилось позднее, она уступила из страха быть покинутой и убеждения, что ни один нормальный мужчина на неё больше не посмотрит. 

Я ощутила за её напускным безразличием и рационализацией нервозность и напряжение, чем поделилась с женщиной. Она признала, что, действительно, чувствует нервозность и хочет поговорить о произошедшем. Ранее о таких событиях Даша просто упоминала вскользь как о чем-то, что не заслуживает внимания. 

Мы с ней неторопливо прорабатывали моменты травмы от наименее болезненного к самому болезненному, триггерному. Наиболее триггерным оказался эпизод, когда она лежала дома с кровотечением после аборта и вспоминала холодную фразу любовника на её сообщение о беременности: "Нет проблем. Выбери клинику, узнай, сколько стоит там платный аборт, и я переведу тебе нужную сумму на карту". 

Проработать схемы не всегда представляется возможным с помощью рациональных и поведенческих техник, поскольку срабатывает множество неуловимых защит. Клиент может говорить, что умом он понимает, что действует неправильно, но рефлексы берут верх. В этом случае хорошо помогает работа с его детской частью. 

Я попросила Дашу закрыть глаза, вернуться в воображении в момент, где она лежит после аборта в постели у себя дома, страдая от боли и кровопотери, и установить связь со своим внутренним ребёнком, каким она его видит, ощущает. 

В схематерапии есть разные режимы внутреннего ребёнка (одинокий, покинутый, униженный, злой, упрямый, импульсивный и т.д.), однако лучше, чтобы клиент сам его называл. 

-4

Даша сказала, что её внутренний ребёнок, её маленькая Даша, чувствует себя брошенной, ненужной; она свернулась калачиком и горько плачет. Ещё клиентка ощущала себя сломанной куклой, которой "поиграли, сломали и выбросили за ненадобностью". 

Я спросила: "В чём нуждается сейчас маленькая Даша?".

Д.: "Хочется сказать "в любви, принятии и заботе", однако я говорю себе, что "ты просто дура, ты настолько жалкая, что заслуживаешь только презрения, а не сочувствия, тем более ты не заслуживаешь принятия и любови!". Хочется напиться, чтобы как-то заглушить этот противный голос! Состояние такое, что кажется - проще разбить себе голову".

П.: "Даша, ты от кого-то уже слышала эти слова, - что заслуживаешь только презрения?"

Д.: "Да, от своей матери. Вспомнила, как она нечто подобное говорила мне, когда забирала из милиции после побега из дома. Мне тогда было 6 лет. Я была в сильном стрессе оттого, что отец с матерью постоянно скандалили, вышла из дома и должна была идти в школу, но будто в трансе куда-то всё шла и шла дальше от дома, от школы, а когда пришла в себя, поняла, что нахожусь в совершенно незнакомом месте и расплакалась. Какая-то женщина отвела меня в пункт милиции. Я ожидала, что мать при встрече обнимет меня, пожалеет, а она всю дорогу орала и в конце сказала, что лучше бы я умерла. В тот вечер я сидела в своей комнате, плакала и думала: почему я, и вправду, не умерла?".

-5

П.: "Представь эту маленькую Дашу, которая одиноко сидит в своей комнате и плачет. Что ты ей сказала бы?"

Даша, утирая слезы, ответила: "Я бы просто крепко её обняла, чтобы она почувствовала себя любимой".

Я предложила клиентке крепко обнять себя, нежно обхватив руками, или мягкую игрушку, любую замещающую вещь... Даша обхватила ладонями своё лицо, сообщив, что так делала её бабушка при встрече - заключала её лицо в свои тёплые ладони и говорила: "ты моя красавица!". 

-6

После этого упражнения внутренний критик Даши нейтрализовался сам собой и она ощутила покой и безопасность. Она дала себе то, в чём нуждалась её одинокая, брошенная, нелюбимая девочка. Так ощущение своей дефективности сменилось чувством сострадания и любви. 

-7

Когда раз за разом позволяешь почувствовать по отношению к себе сострадание, любовь, нежность, заботу - пережить этот новый эмоциональный опыт, он постепенно начинает вытеснять опыт отвергнутости и переживания собственной ничтожности, ненужности. Соответственно, снижается и частота самодеструктивных проявлений. 

Однако подобраться к детской, уязвимой части клиента не так просто, особенно когда клиент находится в режиме избегания, гиперкомпенсации. Поэтому вначале обычно идёт работа с сопротивлением.