4,7K подписчиков

Какие неисправности двигателя можно определить по дыму из глушителя?

2,6K прочитали
Многие неисправности в работе двигателя автомобиля можно определить "на глаз", по дыму из глушителя
Многие неисправности в работе двигателя автомобиля можно определить "на глаз", по дыму из глушителя

Предварительно оценить состояние двигателя автомобиля и определить возможные неисправности можно по наличию, цвету и запаху отработанных газов, выходящих из выхлопной трубы глушителя. При работе на холостом ходу и в движении.

На примере карбюраторного двигателя 21083 (1,5 л) автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 разберемся о чем может свидетельствовать черный, синий (сизый) и белый дым разной интенсивности, сопровождающийся определенными запахами.

1. О чем свидетельствует черный дым из глушителя?

Из выхлопной трубы автомобиля выходит черный, либо темно-серый дым. Дымление может быть разной степени от сильного, до слабого. Практически всегда сопровождается запахом бензина.

Такое возможно если имеется значительное переобогащение топливной смеси поступающей в двигатель или изношена его поршневая группа (кольца, поршни, стенки цилиндров). При таких неисправностях падает компрессия и нарушается горение топливной смеси в камерах сгорания. Она сгорает не полностью, выбрасывается в глушитель, где и догорает выделяя черный дым.

Вот несколько причин появления черного дыма из глушителя связанных с карбюратором Солекс. Происходит так называемый «перелив» топлива из-за слишком высокого уровня топлива в поплавковой камере, засорены воздушные жиклеры ГДС, пробита диафрагма экономайзера мощностных режимов, установлены топливные жиклеры большего размера или они не закручены до конца, сильное засорение воздушного фильтра двигателя.

Повреждение этих двух уплотнительных колец запросто может привести к "переливу" карбюратора Солекс
Повреждение этих двух уплотнительных колец запросто может привести к "переливу" карбюратора Солекс

Помимо неисправного карбюратора способствовать появлению черного дыма из глушителя могут и другие системы двигателя автомобиля. Например, клапана. Вернее их тепловые зазоры.

Тарелка клапана с маленьким тепловым зазором по мере прогрева двигателя будет неплотно прижиматься к своему седлу в головке блока так как стержень клапана подвергается тепловому расширению и удлиняется. Это приводит к обгоранию и разрушению кромки тарелки и ее посадочного гнезда в головке. Клапан прогорает. Появившийся зазор между тарелкой клапана и седлом в головке приводит к потере герметичности камеры сгорания. Потеря герметичности - это снижение давления в конце такта сжатия (компрессии) и соответственно ухудшение условий сгорания топливной смеси. Как следствие, догорает она уже в глушителе выделяя черный дым.

Если идет черный дым из глушителя автомобиля, то скорее всего будет иметь место целый "букет" из симптомов различных неисправностей, которые сопровождают такое дымление. Это - снижение мощности и приемистости, затрудненный запуск, неустойчивый холостой ход, почернение свечей зажигания, хлопки или даже "выстрелы" из выхлопной трубы, большой расход топлива и пр.

2. О чем свидетельствует синий (сизый) дым из глушителя?

Чаще всего двигатель дымит синим (сизым) дымом по причине износа маслосъемных колпачков. В таком случае, моторное масло попадает в камеры сгорания из-за их неплотного прилегания к стержням клапанов или (и) через выработку в направляющих клапанов.

При этом (особенно, когда неисправность еще на начальной стадии) двигатель автомобиля может вообще не дымить на холостых оборотах или в движении, либо дымить, но слабо (все зависит как раз от степени износа деталей). Но, стоит резко понажимать на педаль газа, на холостом ходу или в движении, как из глушителя сразу же вырывается облако синего (сизого) дыма.

Моторное масло может попадать в камеры сгорания двигателя через неплотно прилегающие к клапанам маслосъемные колпачки
Моторное масло может попадать в камеры сгорания двигателя через неплотно прилегающие к клапанам маслосъемные колпачки

В другом случае, моторное масло попадает в камеры сгорания из-за больших зазоров в изношенной поршневой или из-за потери упругости (залегания) колец на поршнях.

Либо при наличии царапин от пыли на стенках цилиндров. Пыль "подсасывается" через неплотности в соединениях системы подачи воздуха в двигатель или при загрязнении воздушного фильтра двигателя и работает в цилиндрах как абразив, создавая царапины на зеркале и "съедая" его. Двигатель с такими неисправностями будет дымить из глушителя на всех режимах, а не только при перегазовках. При умеренном износе деталей возможно прекращение дымления после прогрева двигателя.

Дополнительные признаки попадания масла в камеры сгорания из-за износа поршневой - электроды свечей зажигания в масле и дымление происходит не только из глушителя, но и из сапуна двигателя.

3. О чем свидетельствует белый дым из глушителя?

- Низкая температура на улице

По мере прогрева дымление или полностью исчезает или незначительно. Попутно возможно вытекание воды из выхлопной трубы глушителя. В этом случае белый дым – это конденсат, скопившийся в выпускном тракте. Неисправностью это явление не является.

- Неисправна система охлаждения

Охлаждающая жидкость попадает в камеры сгорания, либо напрямую в систему смазки, через трещины в блоке, головке двигателя, прогоревшую прокладку между головкой и блоком. Внешними признаками этой неисправности, помимо белого дыма из выхлопной трубы, являются:

постоянное падение уровня ОЖ в расширительном бачке,

нестабильные обороты холостого хода,

бурление газов в расширительном бачке на прогретом двигателе,

масляная пленка на поверхности ОЖ в расширительном бачке.

свеча в «пробитом» цилиндре будет более чистая,

пенный, синеватый налет на пробке маслозаливной горловины,

постоянный перегрев двигателя,

после стоянки двигателя эмульсионный белый налет на щупе поверх масла.

Чаще всего в появившейся проблеме с постоянным белым дымом из глушителя "виновата" прогоревшая прокладка головки блока двигателя (возможно двигатель недавно "слегка" был перегрет). Подробно о том как понять, что прокладке пришел конец "Прогорела прокладка головки блока двигателя, признаки и причины неисправности".

Если прогорела прокладка головки блока двигателя, он сразу задымит в глушитель
Если прогорела прокладка головки блока двигателя, он сразу задымит в глушитель

Устраняется неисправность только ремонтом двигателя, с заменой вышедших из строя деталей.

Примечания и дополнения

- Довольно часто встречается смешение нескольких видов дыма и он выходя из глушителя принимает разные оттенки. Например, черный дым от сильного переобогащения смеси смешивается с сизым дымом от попадания масла в камеры сгорания.

Что можно почитать еще по ремонту и обслуживанию автомобилей с пробегом на нашем канале? Вот несколько статей.

- Можно ли устранить "стук пальцев" в двигателе не разбирая его?

- Двигатель работает только на трех цилиндрах, причины


- Правда и ложь о масляном фильтре двигателя

Подписывайтесь на наш канал twokarburators, будет еще много чего нужного и полезного!